Публікації

b-00006970-a-00001252
Асоціація Молдови з ЄС: важко досягти, легко втратити

10:53 29-9-2014

Стаття старшого аналітика Інституту світової політики Леоніда Літри для газети “Дзеркало тижня”С начала вторжения России в Украину шансы Молдовы на то, что процесс европейской интеграции будет необратим, снизились. Теперь наряду с вопросами, связанными с реформами в области экономического развития, верховенства права и борьбы с коррупцией, Кишинев имеет дело с потенциальной угрозой военных действий в виде гибридной воины. Сегодня это маловероятно, но все-таки возможно. У правительства Молдовы есть время, чтобы подготовиться к любым допустимым сценариям, ибо не похоже, что какие-либо серьезные сдвиги произойдут до парламентских выборов, назначенных на 30 ноября. Другое дело, что Молдова вряд ли сможет самостоятельно разобраться с проблемами, созданными Россией, не говоря уже о возможных военных действиях. \
Если в Украине сложно говорить о реформах в условиях войны (и выборов), то в Молдове трудно говорить о реформах в условиях выборов. Правда, Кишинев все-таки продемонстрировал определенные результаты в области реформ, и, скорее всего, эти достижения станут главными предвыборными месседжами правящей проевропейской коалиции. Из реформ, в которых Молдова оказалась наиболее успешной, отдельного упоминания, пожалуй, заслуживает либерализация визового режима с ЕС, вступившая в силу 28 апреля. Для этого власти приложили действительно серьезные усилия по имплементации ряда болезненных реформ. Нет, Молдова не искоренила коррупцию и не выполнила все пункты Плана действий на 100 процентов, но система, соответствующая, по большому счету, стандартам ЕС, была создана и уже начала показывать определенные (правда, скромные и не на высшем уровне) результаты. Также правительство Лянкэ может похвастаться заметным улучшением дорожной инфраструктуры, вводом в эксплуатацию соединительного газопровода между Румынией и Молдовой (который нуждается в доработке), либерализацией авиарынка, хорошими отношениями с большинством стран — особенно с европейскими, и, конечно же, началом имплементации Соглашения об ассоциации с ЕС с 1 сентября 2014 г. Впрочем, Соглашение об ассоциации стало, с одной стороны, инструментом модернизации экономики, а с другой — “яблоком раздора” между Молдовой и Россией.

Москва жестко отреагировала на ратификацию Соглашения об ассоциации и принятие плана по его имплементации, исключив Молдову из Зоны свободной торговли СНГ. Кремль свое решение объяснил опасением, что ассоциация Молдовы с Евросоюзом при сохранении зоны свободной торговли в СНГ может привести к неконтролируемому наплыву товаров в РФ. Конечно, никто не обратил внимания на то, что договор о Зоне свободной торговле СНГ “не препятствует Сторонам участвовать в соглашениях о Таможенном союзе, свободной торговле и/или приграничной торговле в соответствии с правилами ВТО (ст. 18, п. 1)”. Однако “в случае если участие одной из Сторон в соглашении, предусмотренном п. 1 ст. 18, ведет к росту импорта из такой Стороны в таких объемах, которые наносят ущерб или угрожают нанести ущерб промышленности Таможенного союза, то государства — участники Таможенного союза без ущерба для применения ст. 8 и 9 настоящего Договора после проведения соответствующих консультаций Сторонами оставляют за собой право ввести пошлины в отношении импорта соответствующих товаров из такой первой Стороны в размере ставки режима наибольшего благоприятствования”.

Проблема была бы действительно серьезной, если бы Россия доказала потенциальный ущерб от ассоциации Молдовы с ЕС, но, судя по всему, ее мотивация была чисто политическая, а не экономическая. Да еще и Брюссель подвел, согласившись на отсрочку имплементации ЗСТ между ЕС и Украиной, при этом не получив от России расчеты на подтверждение ее тезиса о значительном ущербе, который понесет экономика РФ. Пользуясь этим случаем, парламентская оппозиция Молдовы, по примеру Украины, уже направила официальный запрос на отсрочку ЗСТ с ЕС. Теперь у Брюсселя есть год на то, дабы убедить Россию в том, что Москва не пострадает от ЗСТ ЕС с Украиной, Молдовой и Грузией. Т.е. не Москва должна доказать Брюсселю, что ее экономика пострадает, а Брюссель — Москве, что причин для опасений нет. А за год, как показывает практика, еще многое может случиться.

Официально предвыборная кампания в Молдове еще не началась, но уже понятно, что результат голосования будет непредсказуем. Серьезная поддержка есть у обоих лагерей (проевропейском и пророссийском). Так, опрос общественного мнения, проведенный в конце апреля, показал, что вхождение в ТС поддерживают 45% граждан Молдовы, а в ЕС — 44%. Труднее всего объяснить то, что наибольшими сторонниками Таможенного союза (78%) являются этнические украинцы (у этнических русских этот показатель 64%), они же и меньше всех поддерживают членство Молдовы в ЕС (13%). Объяснить такую позицию этнических украинцев можно разве что большим доверием российским СМИ. Раскол общества примерно на равные части по вопросу направления интеграции — ЕС или ТС — также во многом объясняет выжидательную позицию России. Несмотря на экономическое давление в виде винного эмбарго, исключение Молдовы из ЗСТ СНГ и запрет на импорт в РФ фруктов, мяса и т.п., а также агрессивную медиапропаганду, Россия пока воздерживается от сценария, реализованного в Украине. Такая политика объясняется не только слабостью проекта “Новороссия”, остановившегося на Донбассе, и давлением со стороны международного сообщества, но, в первую очередь, тем, что европейскую интеграцию Молдовы можно остановить путем формирования лояльного Москве большинства в новом парламенте. Хотя идея вступления в ТС в нем, скорее всего, не станет ключевой, все же стоит ожидать замораживания имплементации Соглашения об ассоциации. Если же текущему проевропейскому правительству удастся заручиться поддержкой электората, Россия предпримет ответные действия. Кстати, правительство Юрия Лянкэ показало себя хорошим кризис-менеджером в условиях экономического и политического давления со стороны России. В частности, Лянкэ добился продвижения на зарубежные рынки некоторых продуктов, импорт которых запретила Россия, а еще нашел фонды для частичной компенсации потерь в сельском хозяйстве.

Для Молдовы то, что происходит сейчас в Украине, весьма знакомо, так же, как и для Грузии. Опыт Приднестровского конфликта помог Кишиневу четко осознать угрозы в сфере безопасности. Только вот рычагов влияния (и притяжения) на Тирасполь у него осталось мало. Да и Украина не особо изъявляла желание вплотную заняться приднестровским вопросом, когда у нее был шанс. Теперь Приднестровский регион, к сожалению, угрожает и Молдове, и Украине. И не то чтобы истеблишмент в Тирасполе действительно был настроен на серьезный конфликт (за пределами каких-то деклараций, возмущений в медиа или маленьких провокаций), просто “приказ не обсуждается”, и реальная военная угроза со стороны Тирасполя вполне возможна в случае открытой войны между Россией и Украиной. А пока что в Приднестровье проходят активные учения, особенно тщательно отрабатывают наведение 40-тонной паромной переправы через Днестр.

Необходимо подчеркнуть, что не только Украине следовало бы поучиться на ошибках Молдовы, Кишиневу также есть чему поучиться у Киева, ведь появление зеленых человечков — это не теоретический сценарий. Служба информации и безопасности Молдовы (эквивалент СБУ) обнародовала телефонные разговоры жителя Гагаузской автономии, близкого к Михаилу Формузалу (главе исполнительной власти Гагаузии, известному своей пророссийской позицией), из которых ясно, что он проходил подготовку в России по “специальности” — как дестабилизировать ситуацию в Молдове. Кроме того, были арестованы ряд граждан, также участвовавших в подобных “учениях”. По данным спецслужб Молдовы, первая группа начала тренировку в Ростове-на-Дону еще в январе 2014 г., а до октября 2014-го около 100 чел. должны были пройти подобную подготовку. Более того, в недавнем интервью глава СИБ сообщил, что под присмотром спецслужб находятся более 100 организаций (НПО, медиа, политические партии, и т.д.), готовых подключиться к процессу дестабилизации страны. Безусловно, силовые структуры Молдовы окажут противодействие в случае развития такого сценария, но без опыта Украины и, главное, без помощи Украины и других партнеров Молдова не справится.

Стоит отметить, что Россия подпитывала активизировавшиеся в последнее время сепаратистские настроения в Гагаузской автономии как дополнительный рычаг давления на правительство Молдовы, поскольку шантаж относительно окончательной потери Приднестровья не сработал. Но граждане Молдовы (особенно те, кто не злоупотребляет российским телевидением), больше узнавая о происходящем в Украине, начинают понимать, что их родина может стать “вторым Донбассом”. Этот тренд медленный, но перспективный. Поэтому исход событий в Украине может повлиять и на сепаратистские настроения, и на политические убеждения граждан Молдовы, особенно тех, кто еще не определился.

Создается впечатление, что для Молдовы в следующем году наступает момент истины, когда станет понятнее, чего ожидать в будущем. А поскольку существует убеждение, что статус-кво в регионе был разрушен именно влиятельными игроками, Молдова имеет большие ожидания от своего главного союзника — ЕС, который должен активно участвовать в недопущении обострения ситуации и найти приемлемый компромисс без отказа от принципиальных ценностей. Уж больно обидно будет потерять ассоциацию.