Публікації

b-00007186-a-00001292
Вибори в Україні мають більш ніж символічне значення для регіону

13:17 7-11-2014

Інтерв’ю старшого аналітика Інституту світової політики Леоніда Літри виданню «Об’єктив Європа».Молдова в переносном смысле находится в геополитической электоральной карусели. Первой выбор сделала Украина, 26 октября, a несколько дней назад проголосовала Румыния, которую ожидает еще второй тур президентских выборов. Республика Молдова решит свое будущее через несколько недель, 30 ноября. О пересечении избирательных процессов трех стран и, особенно, о последствиях их результатов побеседовали с экспертом Киевского института мировой политики Леонидом Литра.— Господин Литра, какое воздействие окажут – если окажут – результаты выборов в Украине и Румынии на выборы в Молдове?
— Выборы в Украине имеют более чем символическое значение. К сожалению, у Украины и Молдовы много общих проблем, чаще всего порождаемых одним и тем же партнером – Россией. Однако на парламентских выборах Киев доказал, что способен мобилизоваться в моменты максимального исторического значения для судьбы страны, выразив сильную поддержку европейской интеграции и процесса реформ, направленных на достижение этой цели. Что касатся выборов в Румынии, на данный момент все ведущие тамошние партии включили в свои программы тему сотрудничества с Республикой Молдова, соответственно, кто бы ни стал президентом, будет вынужден уделить достаточно внимания отношениям с Кишиневом, даже если будут вариации. Таким образом, главные последствия этих выборов, особенно в Украине, заключаются в обеспечении Молдове регионального геополитического комфорта, создающего хорошие условия для сохранения вектора реформ, направленных на сближение Кишинева с Евросоюзом.
— Станет ли европеизация Украины необратимой после этих выборов?
— История доказывает, что необратимых направлений или процессов не существует, и Украина не исключение. Именно по этой причине идею европеизации нужно продвигать непрерывно и неуклонно, в последовательном порядке. Речь идет не только о государственных учреждениях, но и о тех, кто поддерживает эту идею. Недавние нелегальные и непризнанные выборы, проведенные на части территорий Донецкой и Луганской областей, которые поддержала только Россия – трюки, доказывающие, что европейская и по-настоящему независимая Украина могла бы стать проблемой для авторитарных государств и сохранения власти в них, в том случае, если Киев доведет до конца начатые реформы и завершит переход.
— Что будет дальше с этим «новым Приднестровьем»?
— Сложно прогнозировать в ситуации, в которой продолжаются военные действия и неясно, на какой фазе будет «заморожен» этот конфликт, но очевидно, что в Украине это «новое Приднестровье» создано по аналогичному принципу и преследует такую же цель, что и сепаратистский регион в Молдове – сорвать европеизацию этих государств.
— Можно ли говорить об украинском уроке вследствие этих выборов?
— У киевских выборов несколько интересных измерений. Во-первых, большая победа проевропейских сил в разгар экономического кризиса и, фактически, войны и непопулярных реформ. Во-вторых, важно отметить что все партии, находящиеся на крайних полюсах – как правые, такие как «Правый сектор» или «Свобода», так и левые, как то Партия коммунистов -, не прошли в парламент. То есть, вопреки стахановским усилиям российской дезинформации, электорат смог сделать выбор, направленный на независимость и европеизацию Украины. В Молдове выборы еще только предстоят и электорат имеет такую же возможность наказать тех, кто абсолютно открыто и нагло продвигают идеи против интересов Республики Молдова. Если это не произойдет, тогда критиковать можем только самих себя и никого другого.
— Будет ли иметь люстрация тот эффект чистки, который ожидает украинское общество? Нужна ли люстрация в молдавском обществе или же это уже пройденный этап?
— Я не большой сторонник люстрации с запретом занятия определенных должностей в силу соображений, связанных с политическими убеждениями. В Молдове самую важную люстрацию можно сделать на выборах и поэтому важно, чтобы граждане мобилизовались и наказали силы, которые служат чужим интересам, а не интересам Республики Молдова. Второй важный механизм люстрации это независимое правосудие, применяющее закон к тем, кто его не соблюдает. Лично я не считаю, что бросание политиков в мусорные ящики может принести желаемые результаты.
— А можем мы говорить о молдавском уроке для украинцев, в смысле ошибок, которые не повторяли бы наши соседи?..
— Наверное, самый важный урок в том, что реформы нужно проводить в первый год правления и не пытаться затягивать их внедрение из политических или электоральных соображений. Молдова сделала важные шаги за последние четыре года правления и добилась хороших результатов, таких как либерализация визового режима с ЕС, подписание и применение Соглашения об ассоциации, которое обеспечит возможность модернизации экономики, значительное улучшение инфраструктуры. Однако, у меня такое впечатление, что можно было сделать и больше, будь меньше страхов, связанных с избирательным рейтингом, и больше решительности в борьбе с коррупцией. Другой важный фактор, который мог бы быть полезен Украине, связан с тем, что власть должна проектировать реалистичные ожидания и эффективно сообщать о том, что делает и для чего делает. Ясно, что для Молдовы будет важно сотрудничество с Украиной в плане европейской интеграции и замороженных конфликтов.
— Общеизвестно, что существовало необъявленное соревнование между Кишиневом и Киевом в отношении скорости и эффективности европейской интеграции. События последнего года в соседней стране волей-неволей выдвинули нас вперед. Что должна сделать Республика Молдова для сохранения этой высокой отдачи?
— У меня такое впечатление, что для обеих стран состязание в хорошем смысле слова благотворно для европейской интеграции и для внедрения Соглашения об ассоциации. Молдова действительно опережает Украину по большинству разделов, связанных с политическим сотрудничеством, однако в том, что касается зоны свободной торговли, к примеру, существуют сферы, в которых у Киева дела обстоят лучше. Необходимые шаги для сохранения высокой отдачи реформ и европеизации установлены в национальном плане по реализации Соглашения об ассоциации – и Кишинев знает, каковы они. Осталось, чтобы люди предоставили новый мандат тем, кто доказал, что могут это сделать.
— Нынешняя избирательная кампания в Молдове, может больше чем когда-либо, является геополитической – либо на Запад, либо на Восток. Те, кто зовут нас на Восток, не имеют еще никакого месседжа для киевской власти, словно и не существует вовсе этой огромной страны, отделяющей нас от России. Насколько правилен такой подход?
— С того момента, как Киев вернулся в колею европейской интеграции, геополитический месседж становится абстрактнее. Когда говорят о Востоке, имеют в виду Россию, а когда говорят о Западе – подразумевают Европейский союз. Украина, хотя и расположена восточнее Молдовы, рассматривается Кишиневом как Запад. Но важно другое: когда Украина разделяет те же цели, что и Молдова, крайне важно совместное усилие и региональный посыл. Более того, Украина, избравшая сближение с ЕС и также подписавшая Соглашение об ассоциции, делает теоретическим или даже невозможным серьезный разговор о вступлении Молдовы в Таможенный союз. Это «утопия», как говорил не так давно Игорь Додон, пытаться продвигать вступление в Таможенный союз в контексте отсутствия физической связи между Молдовой и Таможенным союзом