Публікації

b-00014070-a-00001704
Україна-Росія: cценарії розвитку двосторонніх відносин

13:39 2-9-2015

Аналітична записка була підготовлена у рамках спільного проекту Інституту світової політики та Кавказького дому “Україна: вихід із кризи через діалог” за підтримки Посольства Великобританії в УкраїніЗавантажити повний текст записки можна тут.\
Записка написана російською мовою.

Уникальность этой аналитической записки состоит в том, что это первая попытка украинских и российских авторов совместно осветить проблему украинско-российских отношений путем анализа взаимного восприятия россиян и украинцев, и определить вероятные варианты развития двухсторонних отношений как на политическом, так и общественном уровнях.

Данный коллективный труд стал результатом коммуникации и совместной работы Юлии Никитиной (МГИМО(У)), Дарии Гайдай (Институт мировой политики, Киев) и Тараса Прокопышына (Pro.mova, Львов). Идея аналитического материала возникла во время двусторонних встреч экспертов двух стран в рамках проекта «Украина: выход из кризиса через диалог», который был организован Кавказским Домом (Грузия) в партнерстве с Институтом мировой политики (Украина).

Общественное мнение играет важную роль в принятии политиками внутриполитических и внешнеполитических решений. И хотя можно дискутировать о том, в какой мере власть влияет на мнение населения, а в какой общественный запрос формирует политическое предложение, бесспорным остается тот факт, что понимание того, как данный конфликт между Украиной и Россией воспринимается на уровне обществ обеих стран, позволит спрогнозировать развитие ситуации и даст возможность понять, есть ли предпосылки для перезагрузки если не государственных, то хотя бы общественных отношений.

В первой части записки проводится анализ мнений и установок российских граждан относительно Украины и украинцев. Во второй части анализируется восприятие украинскими гражданами России и россиян, а также текущая политика украинских властей по отношению к России. В последней части материала обсуждаются наиболее вероятные сценарии развития украинско-российских отношений на политическом и общественном уровнях в случае эскалации конфликта на Донбассе, его «замораживания» и урегулирования.

Надеемся, что эта записка эта даст импульс для дальнейшего обмена мнениями и, как следствие, достижения взаимопонимания между обществами Украины и России.

Сценарии развития отношений между Украиной и Россией

Сценарии развития отношений Украины и России, России и Запада в настоящий период востребованы на аналитическом рынке. В данном докладе авторы хотели бы дополнить традиционное сценарирование межгосударственных отношений анализом межобщественных отношений, потому что мы уверены, что общества обоих государств могут занимать позицию, отличную от официальной позиции, и при этом могут гибко реагировать на изменения политической конъюнктуры. Мы рассматриваем межобщественные отношения как важный самостоятельный фактор в сложившейся ситуации.

Сценарий I. Эскалация
Развитие политической ситуации

Возобновление военных действий на Востоке Украины, безусловно, является худшим из возможных сценариев. Открытое участие регулярных частей РФ в боях на стороне ЛНР-ДНР, как и масштабное наступление, остается маловероятным сценарием, учитывая цену, которую политически, экономически и репутационно придется заплатить России. Однако даже ограниченные военные действия с целью расширить территорию, подконтрольную сепаратистам, существенно обострят экономическую и политическую ситуацию в Украине, что приведет к радикализации украинского общества и усиления конфронтационной риторики на уровне официальных лиц и в СМИ. Главной целью этой риторики станет Россия, обеспечивающая жизнеспособность сепаратистских республик на Донбассе.

Хотя за последний год боеспособность и снабжение украинской армии существенно улучшились, военный и экономический потенциал Украины и России, поддерживающей повстанцев ДНР и ЛНР, несоизмеримы. Дальнейшее увеличение расходов на армию, снижение бизнес-активности и разрушение инфраструктуры, неизбежные при возобновлении боев, новый поток внутренне перемещенных лиц поставят ослабленную экономику Украины на грань выживания. Вместе с тем, опыт 2014 продемонстрировал, что в кризисные моменты украинское общество готово объединиться и мобилизовать все имеющиеся ресурсы, чтобы не допустить распада украинского государства. Сегодняшний уровень патриотизма и консолидации украинцев позволяет утверждать, что в случае возобновления военных действий власть сможет мобилизовать на нужды армии значительные человеческие и финансовые ресурсы.

При реализации сценария эскалации неизбежной станет радикализация и милитаризация общественно-политического дискурса в Украине. В условиях усиления конфронтации украинские граждане, как представляется, будут ожидать от своего лидера более решительных действий, в том числе, признания на официальном уровне того факта, что Украина находиться в состоянии войны, а ее главным противником является РФ. В таких условиях украинское руководство, стремясь сохранить легитимность в глазах граждан, будет вынуждено сменить свою миротворческую риторику на более воинственную. Таким образом, возможная смена власти в Украине, которую нельзя исключать при длительном противостоянии, только выведет на лидирующие позиции более радикально настроенных политиков.

Развитие ситуации на уровне обществ
Динамика общественных настроений населения Украины свидетельствует, что продолжение противостояния ведет к росту сторонников независимости Украины, европейского курса и, что особенно показательно, евроатлантической интеграции. Россия из статуса «стратегического партнера» переходит в статус «стратегического врага», для выживания в соседстве с которым Украина должна, по примеру Израиля, постоянно укреплять свою армию и спецслужбы и, возможно, даже выстраивать стены. Наблюдаемая сегодня тенденция к свертыванию и ограничению украинско-российских контактов (от культуры до торговли) будет только усиливаться, что в свою очередь приведет к еще большей переориентации на налаживание и укрепление связей с государствами-членами ЕС, прежде всего, странами Центральной и Восточной Европы. Сейчас негативные чувства украинцев направлены против российских властей и России как государства. Однако продолжение военного противостояния наряду с непониманием между представителями двух наций, которое будет лишь углубляться ввиду их принципиально разного восприятия и оценки конфликта, рискуют привести к тому, что на смену изоляции и отчуждения украинцев по отношению к россиянам придет чувство агрессии и ненависти. Подобное развитие событий в долгосрочной перспективе может привести к разрыву отношений между двумя странами и возникновения острой межнациональной вражды на бытовом уровне. Такой сценарий наиболее вероятен при агрессивной пропаганде национализма в СМИ с обеих сторон.

Сценарий II. Замораживание конфликта
Развитие политической ситуации
Неполная реализация Минских договоренностей от февраля 2015 года при нежелании одной из сторон или всех сторон вести дальнейшие переговоры может привести к фактическому замораживанию конфликта и, в перспективе, превращению части территории Донбасса в аналог непризнанной Приднестровской Молдавской Республики. В настоящее время даже при условии соблюдения режима прекращения огня (что, однако, не исключает возможности эпизодических столкновений на линии разграничения), реализация политической части плана по мирному урегулированию конфликта вызывает серьезные сомнения как у экспертов, так и у политиков. Можно предположить, что лидеры самопровозглашенных республик захотят остаться у власти, что не может быть автоматически гарантировано при проведении процедуры выборов, предусмотренной в Минских договоренностях.

Процедура проведения выборов и контроль за их легитимностью станут основным предметом спора с украинскими властями. В свою очередь, Киев обладает таким мощным рычагом воздействия на Донбасс как экономическая блокада. Как и в случае с другими замороженными конфликтами на постсоветском пространстве, экономическая блокада как реакция на сохранение нынешних лидеров ДНР-ЛНР у власти, вероятно, будет означать дальнейший экономический упадок и опустошение Донбасса, превращение его в очаг постоянной нестабильности и угроз для безопасности всего региона. Вместе с тем, при таком сценарии Донбасс, предположительно, сможет рассчитывать на определенную экономическую поддержку России. Однако же, эта потенциальная поддержка, вероятно, будет достаточно ограниченной, учитывая ухудшение макроэкономической ситуации в России на фоне низких цен на энергоносители и экономических санкций.

Отметим отдельно, что потенциальная миротворческая операция ООН на линии разделения сторон на Донбассе также скорее приведет к замораживанию конфликта, чем к его урегулированию, потому что наличие миротворческого контингента будет означать, что есть две признанные стороны конфликта – центральная власть и сепаратистские регионы. В таком случае Киеву придется сменить свой дискурс относительно антиреррористической операции на дискурс о внутреннем конфликте, что политически неприемлемо для украинских властей.

Российско-украинские отношения при сценарии заморозки конфликта можно описать как «холодный мир». В отличие от конфронтационного сценария, описанного выше, Киев будет воздерживаться от радикальных шагов, и поддерживать сотрудничество по ряду важных для себя направлений. Собственно, именно за такой подход выступает Россия, предлагая отделять проблемы в двусторонних отношениях от остального спектра взаимодействия. Однако для Украины это будет вынужденное и ненадежное сотрудничество, а потому параллельно с поддержанием диалога Киев будет прилагать усилия к тому, чтобы минимизировать свою зависимость от России, прежде всего в экономической и энергетической сферах. Не имея достаточно ресурсов для разрешения возникших проблем и споров в двустороннем формате, Киев будет стремиться к расширению роли западных государств на совместных переговорах с Москвой (в качестве посредника, арбитра и источника моральной поддержки).

Для Украины замораживание конфликта вместо его разрешения значит, что ей придется жить в условиях постоянной угрозы возобновления военных действий или возможных терактов, усиление оборонного сектора и укрепление восточных рубежей останется среди главных приоритетов украинского руководства. Стороны, каждая в силу собственных мотивов, будет пытаться сохранить существующую неопределенность в российско-украинских отношениях на официальном уровне. Однако, не вызывает сомнения, тот факт, что украинское руководство будет рассматривать РФ в качестве главной внешнеполитической угрозы и соответственно формулировать свою новую военно-политическую доктрину. В целом динамика украинско-российских отношений будет в значительной мере зависеть от ситуативных факторов и ситуации в зоне конфликта.

Для России сценарий замораживания конфликта можно, в какой-то степени, считать более благоприятным, чем для Украины. Цель России – поддержать стремление Донбасса к автономии от Киева. Если автономия не будет возможна политически в рамках общеукраинского процесса децентрализации власти, то Москва скорее выберет заморозку конфликта, чтобы обеспечить Донбасс, если не официальной легитимной автономностью, но хотя бы фактической нелегитимной автономностью.

Развитие ситуации на уровне обществ
В российском обществе заморозка будет восприниматься скорее как положительное решение, потому что она позволит прекратить полномасштабные военные действия. Конечно, в случае экономической блокады Донбасса со стороны Украины вероятно увеличение количества жителей сепаратистских регионов, которые захотят переехать в Россию временно или постоянно уже из экономических соображений, а не только соображений безопасности. Такая ситуация создаст определенную напряженность в приграничных российских регионах, которые приняли переселенцев из зоны конфликта. Если вооруженный конфликт все же россиянам представлялся временным, то заморозка конфликта создает условия, в которых жители Донбасса могут по экономическим причинам оказаться в России на более долгий срок. Вместе с тем, недовольство россиян будет скорее локализовано в приграничных регионах, при этом российское общество в целом скорее будет постепенно менять свое отношение к Украине на позитивное, считая, что прекращение вооруженного конфликта – это положительный результат.

Отношение же украинцев к ситуации заморозки будет скорее негативным, потому что риск экономической и политической дестабилизации превратится в долгосрочный риск. Наличие неурегулированного территориального конфликта существенно усложнит европейскую и евро-атлантическую интеграцию Украины, а также ее экономическое развитие. В этой связи можно предположить, что будет наблюдаться рост недовольства украинцев как своими властями, которые допустили заморозку, так и Россией, которая выступает против сближения Украины с Западом. Заморозка будет восприниматься украинцами не как способ обеспечить политическую автономию востока Украины, а как способ России достичь своих геополитических целей.

Однако следует отметить, что при условии относительной стабилизации в зоне конфликта внимание украинского общества полностью сосредоточиться на достижениях властей в сфере борьбы с коррупцией, проведения внутригосударственных реформ по европейскому образцу. Промедления и нерешительность украинского руководства в реализации данных им же обещаний приведет к росту протестных настроений среди населения, и как результат, обострению политической ситуации в стране. Вместе с тем, успехи на пути реформирования страны приведет к увеличению количества сторонников европейской интеграции Украины, как внутри страны, так и в самом ЕС.

Сценарий III. Восстановление сотрудничества
Развитие политической ситуации
При самых оптимистических прогнозах возобновление сотрудничества и партнерства между Россией и Украиной после потрясений 2014 года возможно лишь в долгосрочной перспективе. Даже при условии смены власти как в России, так и в Украине (в украинском публичном дискурсе лично Владимир Путин представляется как главная причина возникшего кризиса, в российском – соответственно, лично Петр Порошенко), восстановление доверия станет сложным и долгим процессом для обоих государств. Даже при условии приемлемого и для России, и для Украины урегулирования конфликта на Донбассе, в частности полного выполнения Минских договоренностей, Крым останется фактором, который на долгие годы будет определять тональность, содержание и характер украинско-российских отношений. Высокая поддержка среди населения РФ «воссоединения с Крымом» (как это представляется в официальном российском дискурсе), эмоциональная составляющая этого шага и историческая аргументация делают крайне маловероятной возвращение полуострова в состав Украины, кто бы ни занимал в дальнейшем пост президента России.

Для восстановления сотрудничества необходимо будет не только преодолеть то, что разделяет, но и найти то, что объединяет. Разрабатывая сценарии развития российско-украинских отношений в 2010-2020 годах, украинский эксперт Катерина Шинкарук пришла к заключению, что главную роль в определении характера развития отношений России и Украины будет играть стратегия (соперничество или сотрудничество), которую выберет Россия в отношениях с Западом. События 2014 года подтвердили этот тезис. В Украине доминирует представление, как на уровне элит, так и на уровне общества, что Россия ставит Украину перед выбором – или сближение с ЕС, или партнерство с Россией.

Более широкая проблема совместимости форматов регионального сотрудничества для стран постсоветского пространства в случае Украины и России приводит к ухудшению двусторонних отношений. В ситуации невозможности решить на двустороннем российско-украинском уровне проблему одновременного участия Украины в российско-ориентированных форматах и ЕС-ориентированных форматах, Украина после событий 2014 года делает выбор в пользу европейского курса. При этом региональная интеграция на постсоветскопм пространстве начинает в Украине все больше дискредитироваться как на официальном уровне, так и на уровне общественных восприятий, как форма взаимодействия, основанная на теневых связях между политическими элитами и бизнес-элитами разных стран, при этом европейский опыт видится Украине как возможность выбраться из экономического кризиса и создать более эффективную систему управления. Соответственно, с украинской стороны будет расти запрос на уважение Россией европейского выбора Ук раины. В свою очередь, отношение России к европейскому выбору Украины будет определяться отношениями России с Евросоюзом и политикой последнего относительно санкций и энергетического сотрудничества.

Развитие ситуации на уровне обществ
Опросы общественного мнения показывают, что отношение россиян и украинцев другу к другу по-прежнему остаются скорее положительными, при этом в предыдущие годы процент опрошенных украинцев, которые хорошо относились к россиянам, превышал процент россиян, положительно относящихся к своим соседям. Одновременно отношение к властям соседней страны как в Украине, так и в России скорее отрицательное, двусторонние отношения также много лет оцениваются респондентами как плохие. Уровень взаимной доброжелательности двух обществ, вместе с тем, нуждается в подкреплении. Официальные двусторонние отношения, по-видимому, будут оставаться прохладными как минимум в среднесрочной перспективе. Соответственно, улучшение отношений на уровне обществ остается ответственностью самих украинцев и россиян, которые, судя по опросам общественного мнения, умеют отличать личные и родственные отношения от межгосударственных.

Для реализации третьего, благоприятного, сценария необходимо развивать контакты в рамках публичной дипломатии, когда общества напрямую взаимодействуют друг с другом без участия государственных структур. Так, способствуют взаимному сближению совместные образовательные программы с выдачей двойных дипломов, обмены на уровне студентов и профессорско-преподавательского состава, совместные научные проекты исследовательских центров, причем не только по вопросам двусторонних отношений. Новым направлением взаимодействия может стать обмен опытом среди волонтеров двух государств: и в Украине, и в России волонтерские движения – относительно недавняя тенденция, которая нуждается в поддержке. Главное, что могут сделать сейчас украинское и российское общества – это взять на себя ответственность за взаимные отношения, преодолев страх показаться «непатриотичными» в своей стране.