Блог першого заступника директора Інституту світової політики Сергія Солодкого для російської служби «Радіо Свобода»Президент Украины встретился в Сочи со своим российским коллегой при весьма печальных обстоятельствах. Печальных для самого Виктора Януковича. Он достиг того, чего не удалось ни одному президенту Украину: сумел попасть в немилость одновременно и на Западе, и на Востоке. Всего за полтора года президентства, voila! Перед главой украинского государства закрываются двери в кабинеты западных коллег. Хозяева Кремля также намекают на ущербность политики действующей власти Украины. И все это из-за одного только дела – суда над Юлией Тимошенко. Запад видит в этом процессе злой политический умысел украинской власти. Россия – ловушку для газовых договоренностей, достигнутых более двух лет назад Тимошенко и Путиным.\
Наиболее любопытной оказалась реакция России. Уже давно никто не питает иллюзий по поводу отношений между Януковичем и российскими лидерами – газовый вопрос отравил диалог еще в прошлом году. Но реакция российского МИДа на арест главного оппозиционера Украины оказалась в высшей степени неожиданной. Россия потребовала справедливого суда над Юлией Тимошенко. Оставим за скобками право Москвы выступать с подобными призывами, еще бы Пекин или Хараре призвали Киев к соблюдению принципа верховенства права. Но почему же Россия решила высказаться в этом отношении публично? Неужели Кремль таким образом поддерживает Юлию Владимировну, о чем слухи ходят довольно давно (при чем, их распускают порой и российские дипломаты, аккредитованные в Киеве)?
Сомневаюсь, что Медведеву или Путину есть какое-то дело до судьбы украинской оппозиции. Россия усматривает в этом процессе угрозу собственным интересам – интересам «Газпрома». Ведь если Тимошенко признают виновной в «газовом преступлении», то шлейф этого дела зацепит и российское руководство. Получится, что и Владимир Владимирович причастен к порочному сговору. Нужно ли это ему? Легитимность самого соглашения окажется под вопросом. Украинская сторона смогла бы обратиться к Москве: соглашение-то с душком; может, пересмотрим его, чтобы узаконить газовые отношения в глазах и наших сограждан, и мирового сообщества. В придачу украинская власть могла бы припугнуть и международным арбитражем. Не берусь утверждать, что такой расчет вынашивала украинская власть. Скорее, в «вопросе Тимошенко» речь идет о банальной политической мести, о желании власти уничтожить единственного серьезного оппонента. Но из России, насколько понимаю, немного другое виденье, впрочем, имеющее право на существование. В конце концов, одна версия не противоречит второй. Можно и Юлю посадить, и Россию уговорить…
Однако Москва сыграла «на опережение». И – выиграла. Может, не войну, а битву. Но все же… Реакция западных лидеров оказалась в принципе прогнозируемой. В Кремле, очевидно, об этом были осведомлены. И похоже, не только об этом. Реакция российского МИДа 5 августа была молниеносной; кажется, об аресте в Москве узнали даже раньше, чем сам судья Родион Киреев, принявший решение о «посадке» Тимошенко. Раньше ведомства Сергея Лаврова успел высказаться только президент Европейского парламента Ежи Бузек, да и то лишь потому, что его спонтанно спросили об этом украинские журналисты, работающие в Брюсселе. Любопытно, что президент России уж очень удачно перенес свою встречу с украинским президентом. Изначально она планировалась на 29 июля, но состоялась 11 августа.
Понятно, что 29 июля позиции у Виктора Януковича были совершенно иными, нежели 11 августа. И российское руководство (в частности, МИД России) не могло не воспользоваться шансом еще больше эту позицию ослабить. Янукович в итоге ехал в Сочи не как человек, который может что-то требовать, а как проситель, как человек, от которого заведомо будут требовать оправданий и уступок. Он, наверное, и сам это понимал. Потому встреча осталась без видимых результатов.
Только Януковичу и Медведеву известно, какой платы теперь требует Россия для пересмотра газовых соглашений. Слияния «Газпрома» и «Нафтогаза»? Возможности модернизировать ЧФ в Крыму? Делимитации морской границы согласно виденью Москвы? Отказа Киева от интеграции в Евросоюз? Сдачи важных промышленных объектов Украины за бесценок? А может, всего этого и сразу? Одно ясно – арест Тимошенко Россию уже мало волнует, пусть этим занимаются западные товарищи. Россия своего добилась: чем слабее позиции президента Украины, тем большим может быть перечень требований президента России.
Тема коментаря
Comments theme Comments theme Comments theme Comments theme Comments theme Comments theme Comments theme Comments theme Comments theme Comments theme.
Тема коментаря
Comments theme Comments theme Comments theme Comments theme Comments theme Comments theme Comments theme Comments theme Comments theme Comments theme.