Інтерв’ю старшого аналітика ІСП Леоніда Літри для казахського інтернет-видання Bastablog.kz (текст російскою мовою)Леонид, не так давно Молдова подписала соглашение об ассоциации с Европейским союзом одновременно с Грузией и Украиной. Можно ли это назвать форсированием процесса, который долгое время откладывался? Если да, то какую роль сыграла здесь ситуация с Украиной?\
– Мне не кажется, что процесс откладывался. Со стороны ЕС была готовность подписать договоренность с Украиной еще в 2013 году, а с другими странами соглашение на тот момент еще не было готово. Но, действительно, после поворота Армении на 180 градусов, стало заметно, что Евросоюз начал ускорять процесс. Думаю, повлияло и происходящее в Украине.
Политические процессы ускорились из-за динамичной, агрессивной позиции России. В отличие от Евросоюза, она не хочет ждать, пока государства, в которых она геополитически заинтересована, четыре года будут заниматься налаживанием каких-то внутренних процедур и потом еще через год поставят вопрос о более тесной интеграции на голосование. Москва хочет получить все сразу и быстро. Поэтому если ЕС оперативно не реагирует на импульсы стран восточного партнерства, они вынуждены как-то налаживать отношения с Россией.
То, что соглашение было подписано всеми тремя странами – это хороший сигнал. К сожалению, с ратификацией так не получилось. Молдова и Грузия ратифицировали соглашение сразу – Молдова через день, Грузия через неделю. В парламенте Украины ратифицировали в сентябре – как позже стало понятно, из-за того, что использовали это как предмет торга в отношениях с Россией. Я полагаю, что Украина была инициатором такой позиции, хотя считается, что в ЕС говорили , мол, «ребята, давайте мы сейчас подпишем договор, только вы его не ратифицируйте, потому что на фоне того, что происходит у вас с Россией, это только усугубит ситуацию. Не надо их провоцировать, давайте поговорим насчет их претензий к договору».
И то, и другое звучит довольно смешно, ведь когда ты покупаешь квартиру, ты не идешь к соседям и не спрашиваешь их – можно тебе купить эту квартиру или нельзя?
В итоге, соглашение ратифицировали и отсрочили имплементацию на 1 год и 3 месяца. Это очень плохо выглядит, особенно когда Россия утверждает, что за этим стоят не политические, а чисто экономические мотивы – якобы, российская экономика понесет большие потери. Евросоюз уже просил показать расчеты по возможным потерям в конкретных отраслях. Россия не смогла это показать. В сеть уже был слит документ из 50 страниц, где указано, что именно Россия просит поменять в соглашении об ассоциации между Украиной и ЕС. Там четко видно – Кремль хочет добиться того, чтобы Украина могла, даже при наличии соглашения об ассоциации с ЕС, войти в Таможенный союз.
Евросоюз, соглашаясь на отсрочку имплементации, практически согласился на то, что не Россия будет доказывать, какие экономические потери ей угрожают в случае вступления соглашения в силу, а теперь уже ЕС должен будет доказывать России, что она ничего не потеряет. Украина не могла не согласиться на такой вариант, потому что при нынешней ситуации в ее экономике, это вообще был бы шок. Почти все дипломаты (даже в Киеве) говорят, отсрочка стала очень хорошим вариантом, хотя я с этим не согласен. На мой взгляд, обсуждение самой возможности пересмотра соглашения – принципиальная ошибка. Это лазейка, которую уже пытаются использовать даже в Молдове, где оппозиция инициирует отсрочку имплементации по примеру Украины.
– Насколько сильно влияние России на уровне институциональных игроков? Есть ли какие-то СМИ, фонды, партии, которые явно проводят пророссийскую линию?
– Есть несколько таких рычагов влияния и та палитра, которую ты перечислил, они все, в принципе, присутствуют. В последнее время это влияние усугубилось через ряд политических партий…
– Коммунисты?
– Социалисты и другие юные политики вроде Ренато Усатый, которые скорее всего финансируются Москвой. Дело в том, что коммунисты симпатизируют России, но все же они в большей степени этатисты, придерживаются линии государственности. А вот социалисты и другие вышеперечисленные – конкретно и активно работают по всем месседжам, которые передаются из России в плане пропаганды.
В информационном плане в Молдове действуют российские каналы. Один из них – «Россия 24» – закрыли на полгодa за пропаганду, манипуляции и отсуствие плюрализма мнений, а пару других оштрафовали. Считается, что причиной было извращение фактов российского вторжения в Украину.
– Это была официальная формулировка?
– Нет, не официальная. Так или иначе, я думаю, что закрытие каналов – это правильный шаг, потому что по-другому невозможно этому противостоять. Есть еще несколько каналов, которые можно было закрыть, но ввиду предстоящих в ноябре выборов политики осторожничают, опасаясь непредвиденных последствий, ведь на этом фоне пророссийские партии смогут сильнее мобилизировать свой электорат.
Российская пропаганда работает усиленно и дает плоды.
Поддержка интеграции с ЕС уменьшилась до 35%, зато поддержка Таможенного союза выросла до 38%. Социологи делали исследование по 19 критериям – среди них борьба с коррупцией, уровень жизни, социальное обеспечение, здравоохранение, зарплаты и многое другое. Они спрашивали у людей, например, в плане борьбы с коррупцией, где лучше – в Евросоюзе или в Таможенном союзе, и так по всем пунктам. ЕС намного перевесил ТС по большинству критериев. Из 19 критериев, по 17 респонденты ответили «намного лучше» в ЕС, по одному пункту (безработица) ответ был «наравне», и еще по одному критерию ТС возобладал – это был критерий потребительских цен. Повторюсь, по 17 из 19 пунктов ЕС лидирует с большим отрывом. Но когда после всех этих вопросов спрашиваешь человека, за что ты будешь голосовать на референдуме, за ТС или ЕС, он выбирает ТС.
Иррациональность, отсутствие связи между аргументом и выводом – это типичный результат пропаганды.
– Как Россия применяет экономические рычаги влияния?
– Россия ввела эмбарго на вина в прошлом году, в 2014 на фрукты и другие продукты, а также исключил Молдову из зоны свободной торговли с 1 сентября, когда вступило в силу соглашение об ассоциации с ЕС. В принципе, эффект случился обратный – за первые 5 месяцев 2014 года 58% молдавского экспорта идет в Европу, и до 20% идет в Россию. Рост экспорта в страны ЕС составил где-то 12%.
Самый важный рычаг давления России на Молдову – энергетический. Молдова зависит на 100% от российского газа. Чтобы снизить зависимость от Газпрома, было начато строительство газовых интерконнекторов s Румынии, но пока проблема заключается в отсутствии компрессионных станций и увеличенной трубы до Кишинева. Поэтому сейчас там довольно ограниченная мощность. В случае необходимости она сможет обеспечить минимальную потребность, но далеко не 100%. Есть также проект, который должен закончиться к 2019 году, когда будет готов новый трубопровод из Румынии до Кишинева, который полностью обеспечит Молдову природным газом. Если взять Молдову без Приднестровья, то годовое потребление составляет почти 1 миллиард кубометров. Этот газопровод сможет транспортировать 1,5 млрд. кубов, когда будет готов.
Еще одна проблема, которая может вскоре всплыть как рычаг давления – это трудовые мигранты.
Их много – Россия говорит о 700 тысячах человек, но это нереальные цифры. По средним оценкам оптимистов и пессимистов, число молдавских мигрантов в России составит около 300 тысяч. Как их будут использовать? Россия не будет выгонять всех, но они могут выслать из страны два поезда, и хорошенько заснять депортацию на камеру, смонтировать – особенно перед выборами. Для многих домохозяйств это, конечно, будет шок, потому что единственный источник их дохода – это денежные переводы членов семей, работающих в России.
– В доле ВВП переводы мигрантов составляют большой процент?
– Несколько лет назад был очень большой – до 32%. Сейчас этот показатель балансирует в районе 22% от ВВП.
Но это не только люди, работающие в России, но и те, кто работает в странах ЕС. Таких очень много – ведь у нас с Евросоюзом безвизовый режим, тем более, что у многих уже имеются румынские паспорта. Сейчас разбивка примерно такая: 60% переводов приходит из стран ЕС, 40% – из России. Общая доля переводов в структуре ВВП уменьшается, но она еще очень большая, поэтому опасность использования этого рычага есть.
У Молдовы в прошлом году рост экономики был 8,9% – это самый большой показатель в регионе. Нельзя сказать, что это было из-за особо успешных реформ, просто был очень удачный год в плане сельского хозяйства. Экономика Молдовы очень сильно опирается на сельское хозяйство – почти 50% всех услуг дает аграрный сектор. Урожая было на 38% больше обычного, и это потянуло весь ВВП вверх. В этом году прогнозируют рост в 4% – вопреки всем эмбарго, санкциям и пр.
– Может ли Россия реализовать сценарий дестабилизации в Молдове, подобный тому, что имеет место на востоке Украины?
– Возможно, но не сейчас. Похоже, в России думают, что они могут выиграть выборы – то есть, пророссийские партии могут выиграть выборы. Если так, то им незачем идти такими грубыми путями, как в Украине. Выборы, скорее всего, будут честными и справедливыми, как и всегда. Что будет дальше – покажут итоги голосования.
Если проевропейское правительство останется у руля, то наверняка будут возникать проблемы.
Служба безопасности Молдовы уже несколько раз разоблачала людей, которых готовят v Ростове для диверсионных актов в Молдове. Некоторых даже судили, чтобы показать, что «мы» следим и все знаем. Впрочем, это был сигнал скорее для внутреннего потребления, чем для России – в Кишиневе знают, что противостоять России трудно. У нас не хватит потенциала бороться с ней без поддержки Запада.
– Если что-то будет предприниматься, то это будет через Приднестровье и Гагаузию?
– Скорее всего, через Приднестровье. С меньшей долей вероятности, через Гагаузию. В Гагаузии уже видят, во что превратился Донбасс, а вот в Приднестровье подобного осознания угрозы пока не показывают.
– Есть ли у правительства какой-нибудь план – среднесрочный или долгосрочный – в отношении этих двух областей? Со стороны кажется, что они предпочитают их не замечать…
– Нет, они замечают. С Приднестровьем у нас действует международный формат переговоров «5+2» – это Россия, Украина, Молдова, Приднестровье, ОБСЕ и по 2 наблюдателя от ЕС и США. Конечно, отношения сейчас очень плохие, особенно на фоне событий в Украине. Администрация Приднестровья чувствует, что статус-кво подорван – в пока он существовал, она чувствовала себя достаточно комфортно. Сейчас всем сторонам непонятно, как будет развиваться ситуация – ты можешь либо все выиграть, либо все потерять.
Недавняя попытка дестабилизации в Гагаузии – конечно же, дело рук России. Раньше там не было никаких проблем. Фактор Гагаузии появился как дополнительный рычаг давления. Стало ясно, что угрозы из России – мол, «если вы подпишете соглашение об ассоциации с Европой, то забудьте про Приднестровье» – уже не работают. Потому и подключили Гагаузию, которая создала немало неприятных моментов для Кишинева, но на данный момент очевидно, что у России сейчас пока нет сил, чтобы открыть «второй фронт».
– Можно ли сказать, что Кишинев смирился с тем, что Приднестровье не будет принадлежать Молдове?
– Не то, чтобы смирились. Подход строится таким образом – сначала мы проводим интеграцию в ЕС, готовим все для вступления в ЕС, и когда останется только одна проблема Приднестровья, мы будем ее решать. Конечно, это может показаться не совсем правильным подходом, но он имеет свою логику. Если Молдова будет удачной в плане реформ экономики, повышения уровня жизни и других показателей, население Приднестровья само выступит за реинтеграцию в Молдову. Пока что, глядя на экономику Молдовы трудно это представить. Это бедная страна, наверное, беднее Украины и всех соседей вокруг, но все же в отличие от Приднестровского региона, Молдова живет по средствам.
Есть шанс, что через лет 5-7 все заработает так, как должно. Минералов и других ресурсов в Молдове практически нет, поэтому присутствует более сильная мотивация и заинтересованность в реальных экономических реформах.
– И все же, какое видение у Кишинева в отношении Приднестровья? Современная практика показывает, что есть два выхода – один как в Шотландии, провести референдум и поделиться полномочиями, или как в Синьцзяне – «замочить» и ассимилировать?
– Вариант «замочить и ассимилировать», конечно, не рассматривается. А вот вариант «поделиться полномочиями» – вполне. Молдавские власти неоднократно говорили про разделение власти.
– А Приднестровье?
– А в Приднестровье говорят, что якобы уже поздно делить власть. «Наш путь – Евразийский союз и соединение с Россией». Молдова готова обсуждать специальный статус, полную культурную и экономическую автономию. Россия согласилась бy на это, если Молдова дала бы Тирасполю еще один рычаг – право вето на все внешнеполитические решения Молдовы и сохранение своих войск на территории Молдовы. Все решилось бы за один день.
Если завтра Кишинев скажет: «Мы согласны, давайте сделаем нейтральную территорию, а мы даем Приднестровью право вето на все наши решения, квоту в 10% на места в парламенте, по одному зам.министра в каждом министерстве» (согласно уже довольно давно разработанной схеме), думаю, Россия бы согласилась. Еще бы преподнесла все это в таком контексте – «видите, как надо договариваться, не то, что Украина».
Тот человек, который сделает это в Молдове моментально станет политическим трупом, лишится уважения и какой бы то ни было карьеры.
В Молдове таких нет. Хотя в кулуарах правительства разговоры о том, как решить приднестровский вопрос, идут.
– Как сегодня складываются отношения Молдовы с Румынией?
– Молдова и Румыния – как все романтично начиналось в 1990-х! Но, тогда помимо деклараций ничего содержательного не происходило – и очарование быстро иссякло. На сегодня Румыния, конечно, более заметна. Во-первых, из-за того, что экономика Румынии встала на ноги, окрепла. Во-вторых, ее привлекательность еще больше выросла, когда она стала членом Евросоюза. Там больше стабильности и возможностей, а главное – четкие правила.
Другой момент касается внутренней политики Румынии. Впервые среди политической элиты в Бухаресте наблюдаются разногласия в отношении Молдовы. Раньше этого никогда не было, был полный консенсус всех политических игроков относительно Молдовы…
– В чем заключался консенсус?
– Неважно в чем – просто политические силы не имели противоречий. Сейчас румынский президент выступает за более агрессивную пропаганду идеи унификации двух государств, а их премьер-министр говорит, что Румынии это не надо, нужны проекты интеграции сугубо в экономической сфере. В Молдове вопрос о воссоединении тоже звучит в предвыборной кампании, особенно на фоне того, что происходит в Украине. Один из политиков заявил, что унификация может произойти в 2018 году.
– Поддерживает ли Румыния какую-то партию на предстоящих выборах?
– Есть одна партия – они очень поддерживают культурно-исторические связи, оппонируют пророссийской партии, но ничего более конкретного в их программе нет. То есть, у Бухареста имеется «своя» политическая партия в Молдове, но, как мне кажется, они не совсем довольны своим партнером в Молдове. Поэтому они сейчас пытаются выстраивать отношения с более солидными партиями Молдовы, но более влиятельные политики также более осторожны. Они понимают, что любой вопрос в отношении Румынии можно выносить на обсуждение только тогда, когда Молдова войдет в Евросоюз.
Тема коментаря
Comments theme Comments theme Comments theme Comments theme Comments theme Comments theme Comments theme Comments theme Comments theme Comments theme.
Тема коментаря
Comments theme Comments theme Comments theme Comments theme Comments theme Comments theme Comments theme Comments theme Comments theme Comments theme.