Публікації

b-00003089-a-00000633
Партія дипломатів, або Коли зовнішня політика впливатиме на внутрішню

18:24 21-12-2012

Стаття Сергія Солодкого, першого заступника директора Інституту світової політики для Інформаційно-аналітичного агентства “Главком”Завтра украинская дипломатия празднует свой профессиональный праздник. Его корни уходят в далекий 1917 год, когда Украинская Народная Республика создала Генеральный секретариат по международным делам. Много изменилось с тех пор, кроме, пожалуй, угроз, которые стоят перед Украиной.\
ВРЕМЕНА РАЗНЫЕ, УГРОЗЫ ТЕ ЖЕ

Какие угрозы стояли перед Украиной в далеком 1917 году? Первая угроза исходила, несомненно, от самого Киева: украинские политики никак не могли прийти к компромиссу, кто должен быть у власти, какой должна быть конфигурация этой власти: руководители менялись каждые несколько месяцев. Первый украинский МИД создавался, как во время пожара. Декабрь 1917-го. Ленин и Троцкий отправляют в Киев «ультимативные требования к Украинской Раде». Совнарком фактически не признавал украинские власти: большевики, таким образом, показали, что их подход к решению украинского вопроса не сильно отличается от царского. Попытки украинцев найти поддержку в Европе были успешны, но крайне короткий срок: Европа, терзаемая войной, глубоким экономическим кризисом, была заинтересована в Украине (вернее, в ее ресурсной составляющей). Но жертвовать своим интересом ради Киева не были готовы ни в Берлине, ни в Варшаве – что и показал Рижский договор 1921 года, когда Украину просто поделили ее соседи.

Какие угрозы стоят перед Киевом сегодня? Власть в России – другая, да и в Европе вроде бы войны нет. Но интерес к Украине все же неизменный. Шутка ли – даже даты и вызовы отчасти совпадают: 17 декабря 1917 года российские большевики выдвигают украинцам ультиматум о признании советской власти (понимай – российской); 17 декабря 2012 года Украине приходится в таких же катастрофических условиях рассматривать новый кремлевский ультиматум: откажитесь от евроинтеграции, вступайте в Таможенный союз, получите экономические преференции. Европа вроде бы и поддерживает Украину, однако положение ЕС тоже не завидное – экономический кризис заставляет еврообъединение все больше концентрироваться на собственных проблемах.

Главная угроза при этом, пожалуй, неизменна – она находится, собственно, в Киеве. Позволила бы Москва шантаж, если бы украинское руководство не оказалось в фактической изоляции? Выклянчивала бы Украина скидку на газ, если бы был подписан новый газовый контракт еще во время Харьковских договоренностей 2010 года? Стоило ли Юлии Тимошенко, не имея на то никаких полномочий вести газовые переговоры с Владимиром Путиным в 2009 году? Оказалась бы Украина в условиях газового противостояния, если бы украинские элиты не были ослаблены внутренними раздорами, начиная с 2005 года? Смогла бы Украина получить План действия относительно членства НАТО на Стамбульском саммите 2003 года, если бы Леонид Кучма не загнал себя в изоляцию? Перечень ошибок украинских политиков и, соответственно, дипломатов можно вести, наверное, с 1991 года (хотя и 1917 год, как видим вполне подходит для списка утраченных надежд).

ЧЕМ ГОРДЯТСЯ ДИПЛОМАТЫ-2012?

В 1917 году украинцы ответили большевикам достойно: «Пока в Великороссии развивается анархия, экономические, политические и хозяйственные разрухи, пока там царит грубый произвол и уничтожение всех свобод, которые отвоевала у царизма революция, Генеральный секретариат не сочтет нужным повторять эту печальную попытку на территории украинского народа».

В 2012 году не состоялся визит украинского президента в Москву, а потому было сорвано подписание документов о присоединении Украины к Таможенному союзу.

Однако история украинских внешнеполитических побед не закончилась в декабре 1917 года; не стоит думать, что декабрьский неприезд Виктора Януковича в Москву обезопасит Украину от поглощения интеграционными объединениями, в которых центральную роль играет Россия, в 2013 году. Чем ближе Украина будет к подписанию Соглашения об ассоциации, тем более настойчивыми будут попытки Кремля втянуть страну в Таможенный союз. Впрочем, и срыв украинской евроинтеграции совсем не усилит позиции Киева в диалоге с Москвой. В одном случае Украина могла бы прикрываться Соглашением об ассоциации: мы не можем вступить в ТС, поскольку это противоречило бы обязательствам перед ЕС. Если же такой документ не будет подписан, то украинской власти будет еще тяжелее противостоять аргументу: нас ведь не ждут в ЕС, почему мы должны бесконечно стучаться в закрытую дверь?

С какими эмоциями украинские дипломаты встречают свой праздник в этом году? «Были, конечно, времена и посложнее. Помню декабрь 2008 года, отключение газа Россией 1 января 2009 года. В этом году, слава Богу, ситуация поспокойнее», – рассказал один высокопоставленный дипломат. «К сожалению, история повторяется. В 2003 году я переживала по поводу вступления Украины в Единое экономическое пространство. Сегодня у меня такие же опасения из-за Таможенного союза. Но я убежден, что Украина устоит», – рассказал еще один сотрудник МИДа. «Я оптимист. Конечно, сегодня не время для эйфории, но внешняя политика является отображением внутренней политики. Если бы внутриполитические проблемы были решены, то увеличились бы и возможности во внешней политики», – поделился со мной сегодня мнением Анатолий Зленко, которому приходилось в прямом смысле с нуля формировать внешнюю политику Украины в начале 1990-х. Анатолий Максимович, к слову, отметил, что многие переоценивают критичность сегодняшнего момента: не намного легче Киеву было во время переговоров по ядерному разоружению; с досадой вспомнил экс-министр «кольчужный скандал», повлекший фактическую изоляцию Украины.

Чем гордятся дипломаты-2012? Результаты моего неформального опроса следующие. Чаще всего дипломаты вспоминали Евро-2012, которое вышло за рамки спортивного события и стало праздником, в первую очередь, для самих украинцев. Во-вторых, дипломаты гордятся экономизацией внешней политики – углублением сотрудничества со странами Латинской Америки, Персидского залива, Индии, Китая. В-третьих, дипломаты записали в список «гордость-2012» парафирование Соглашения об ассоциации с Евросоюзом. В-четвертых, они гордятся расширением стран, с которыми установлен безвизовый режим – таких государств сейчас почти сорок. В-пятых, дипломаты отмечали высокий уровень организации международного наблюдения за парламентскими выборами в Украине: в страну прибыло рекордное количество наблюдателей миссии БДИПЧ/ОБСЕ.

Объективности ради (и несмотря на праздник дипломатов) к каждому из этих пунктов, несомненно, можно найти контраргумент – и даже не один. Евро-2012 был омрачен заявлениями о бойкоте со стороны европейских политиков. То, что дипломатам удалось открыть визовые двери для украинцев в четыре десятка стран, заслуживает похвал: все мы помним те времена, когда безвизовый список ограничивался странами постсоветского пространства (да и тот сужался с вступлением стран Балтии в ЕС; с введением виз Туркменистаном). Однако оценят ли это украинцы, у большинства из которых нет средств поехать в соседнюю область, не то что в «безвизовую» Бразилию или на такие же «безвизовые» Сейшелы? В этом плане настоящим прорывом может оказаться только введение безвизового режима с Евросоюзом – и будет большим благом, если ЕС ограничится только техническими условиями в двустороннем диалоге. По поводу парламентских выборов – миссия БДИПЧ/ОБСЕ, в самом деле, была благодарно за созданные условия для их работы, однако украинские политики сделали все возможное, чтобы мир опять заговорил о «шаге назад в демократическом развитии».

ЗАДАЧА НА 2013 ГОД

Очевидно, что украинским дипломатам удалось бы достичь больших результатов: если бы не было экономического кризиса в стране и мире; если бы было более предсказуемое, стратегически мыслящее политическое руководство (и это касается не только Виктора Януковича); если бы не было рядом неуступчивой, шантажирующей России. Но в этом и состоит искусство дипломатии – добиваться невероятного в кризисных ситуациях. Нынешний век – век «общества риска», в котором способны выжить и выиграть только стрессоустойчивые, находчивые и активные люди. Анатолий Зленко в этом плане советует дипломатам быть более креативными. Несомненно такая креативность не должна заключаться в обвинении своих партнеров в двойных стандартах, в отбеливании внутриполитической ляпов. Возможно, сейчас наступает тот период ответственности, когда критическая масса евроатлантизма, демократичности, образованности, сконцентрированная в стенах «дома на Михайловской», должна охватить все правительство.

В ноябре 2004 года украинская дипломатия уже доказала не только свой европейский статус, но и способность влиять на внутреннюю политику. Тогда сотни украинских дипломатов поставили подписи под обращением к народу «не наблюдать молча за ситуацией, которая способна поставить под сомнение демократическое развитие Украины, свести на нет многолетние усилия по возвращению нашего народа в Европу и привести к международной изоляции государства». Дипломатам в итоге удалось переписать известную формулу о том, что внешняя политика является отображением политики внутренней. Не все потеряно и сейчас – в еще один ключевой, решающий год Украины.

Задача номер для внешней политики в 2013-м году – подписание и дальнейшая ратификация Соглашения об ассоциации с Евросоюзом. Как этого достичь? Условия известны. Смогут ли справиться с этим украинские дипломаты? Утвердительный ответ даст нам основание говорить через год о реальной победе внешней политики Украины. Тогда, пожалуй, и поздравления в адрес украинских дипломатов будут намного громче, чем, вероятно, в этом году.