Публікації

b-00004481-a-00000863
Після підписання Угоди про асоціацію з ЄС Республіці Молдова слід подати заявку про приєднання

10:02 2-9-2013

Інтерв`ю старшого аналітика ІСП Леоніда Літри для TRIBUNAСтарший исследователь киевского Института мировой политики Леонид Литра говорил в своем эксклюзивном интервью порталу ТРИБУНА о том, какие ожидания мы можем связывать с Вильнюсским саммитом, как скажется на жизни граждан РМ подписание Соглашения об ассоциации с ЕС, что он думает об утверждении, что РМ станет членом ЕС одновременно с Украиной, а также о том, как скажется на процессе европейской интеграции возможное возвращение коммунистов к власти.\
Т.: О предстоящем этой осенью в Вильнюсе саммите говорят почти каждый день. Однако чего следует ожидать на практике?

Л. Л.: Вильнюсский саммит – важное событие, но не следует рассматривать его как апогей евроинтеграционного процесса Республики Молдова. Это скорее мероприятие, на котором будут подведены итоги прогресса, достигнутого на пути европейской интеграции шестью государствами, входящими в «Восточное партнерство», и будут намечены политики на ближайшие два года – до следующего саммита, который состоится, скорее всего, в Риге в 2015 году. Считается, что среди этих шести государств Республика Молдова находится в более благоприятной ситуации, поскольку в сравнении с остальными государствами «Восточного партнерства» она показала самый высокий коэффициент внедрения реформ, но это отнюдь не означает, что мы были примерными. В этом смысле у Республики Молдова есть основания ожидать парафирования всего Соглашения об ассоциации, включающего и Соглашение о Всеобъемлющей и углубленной зоне свободной торговли. С другой стороны думаю, что у Европейской комиссии есть достаточно оснований рекомендовать Совету ЕС либерализовать визовый режим с Молдовой, особенно если страна докажет, что предприняла меры для устранения недостатков, указанных Еврокомиссией в своем 4-м отчете о прогрессе.

Что касается остальных государств, то их успехи и провалы разные. Украина по-прежнему остается главной ставкой Вильнюсского саммита. Несмотря на наши ожидания, что Киев подпишет Соглашение об ассоциации с ЕС, не существует никакой уверенности в том, что это действительно произойдет. Нам точно известно только то, что ответ на этот счет мы узнаем не позднее 21 октября, когда в Совете министров ЕС будет обсуждаться вопрос об Украине. Ясно, однако, что подписание Евросоюзом с Украиной Соглашения об ассоциации обеспечит Молдове еще больше преимуществ, учитывая, что она будет со всех сторон окружена созданной ЕС системой. Хотя с технической точки зрения Украина больше остальных продвинулась в своих отношениях с ЕС, у некоторых из остальных стран политический диалог более предвидимый и стабильный. Я имею в виду, прежде всего, Грузию и Армению, которые, скорее всего, парафируют Соглашение об ассоциации наряду с Молдовой. Азербайджан, в свою очередь, показал скромный прогресс в деле внедрения реформ, особенно в том, что связано с правами человека. Несмотря на это Брюссель подпишет с Баку соглашение об упрощении визового режима, которое Молдова подписала еще в 2007 году. Отношения Беларуси с ЕС остаются сложными, особенно из-за демократических стандартов, прав человека и политических заключенных, но, технически говоря, Минск достаточно хорошо подготовлен по ряду направлений, таким как фитосанитарные или экологические стандарты. Более того, на Вильнюсском саммите ожидается присутствие высокопоставленных официальных лиц Беларуси. По сути, можно утверждать, что Вильнюсский саммит «актуализирует» отношение государств «Восточного партнерства» с ЕС.

Т.: Как скажется на жизни граждан РМ подписание с ЕС Соглашения об ассоциации, предусматривающего, в том числе, и создание Всеобъемлющей и углубленной зоны свободной торговли?

Л. Л.: Ожидания относительно воздействия подписания Соглашения об ассоциации хорошие. Вместе с тем, следует признать, что мы пока не знаем, каким образом будут функционировать многие механизмы, и чего точно следует ожидать. До подписания остается еще практически год – то есть вторая половина 2014 года. Думаю, к тому времени мы узнаем больше о том, что должно произойти. Важно, чтобы Министерство иностранных дел РМ и Еврокомиссиия обнародовали документ, который будет парафирован в Вильнюсе, чтобы иметь возможность детально изучить последствия такого шага. В настоящее время мы ожидаем, что подписание Соглашение об ассоциации упрочит и углубит отношение с ЕС, больше интегрирует РМ в нормативную модель ЕС, обеспечит доступ ко многим программам ЕС и обеспечит развитие экономики и привлечение инвестиций. Вместе с тем, особенно со стороны бизнесменов, существуют опасения по поводу того, что создание всеобъемлющей и углубленной зоны свободной торговли с ЕС в краткосрочной перспективе скажется на отечественном бизнесе, а в среднесрочной и долгосрочной поможет Молдове успешно интегрироваться в европейский рынок. Соответственно на этот счет не существует уверенности. Известно только то, что у Республики Молдова была хорошо подготовленная команда по проведению переговоров, которая, я надеюсь, будет достойно защищать интересы Молдовы.

Т.: Как Вам кажется, когда граждане РМ смогут на практике воспользоваться возможностью безвизового въезда в ЕС?

Л. Л.: Реалистичным сроком может быть вторая половина 2014 года, если не возникнут непредвиденные обстоятельства. Есть основания верить, что в Вильнюсе Европейская комиссия рекомендует Совету ЕС либерализовать визовый режим. Насколько я понимаю, МИДЕИ регулярно предоставляет Европейской комиссии информацию о ходе выполнения Плана действий по либерализации визового режима с ЕС, в частности, насчет второго этапа (внедрение реформ). Таким образом, будет вполне естественно, если Еврокомиссия обнародует свой 5-й отчет о прогрессе и рекомендует либерализовать визовый режим. Вместе с тем не следует забывать, что Кишиневу еще предстоит решить определенные проблемы, в частности, речь идет об установлении миграционного контроля над приднестровским участком молдавско-украинской границы, но по этому аспекту между парламентским большинством и оппозицией не существует консенсуса. Посмотрим, что произойдет в начале октября, когда запланировано принятие парламентом РМ решения насчет миграционного контроля над приднестровским участком молдавско-украинской границы.

Т.: Звучит немало деклараций насчет возможного наступления России в Молдове в канун Вильнюсского саммита. Возможно ли это? Если да, то как это будет достигнуто?

Л. Л.: «Наступления» России в Республике Молдова происходят постоянно и выражаются в отрицательном влиянии на приднестровский регион, в военном присутствии в левобережье Днестра, в происходящем в АТО Гагаузии, в действиях ряда СМИ, которые передают новости сомнительного содержания и – все настойчивее – через церковь. Более того, своими действиями молдавская церковь существенно ослабевает собственные позиции. К примеру, яростно выступает против Закона об обеспечении равных возможностей и безмолвствует, когда Патриарх Кирилл награждает Смирнова Орденом РПЦ святого благоверного князя Даниила Московского. Это позор! Вместе с тем мне кажется, что максимальное внимание России сосредоточено на Украине, без которой проект Евразийского союза не будет полноценным. Думаю, и далее будут происходить определенные провокации, однако Молдове важно реагировать адекватно, не ухудшая ситуацию и поддерживая постоянный диалог с Кремлем. А после того, как в 2014 году Молдова подпишет Соглашение об ассоциации, я очень надеюсь, что Россия изменит парадигму своих отношений с независимыми государствами, в том числе с Республикой Молдова.

Т.: Верите ли Вы в утверждение о том, что РМ станет членом ЕС одновременно с Украиной? Вообще, насколько реально, чтобы Молдова стала членом ЕС?

Л. Л.: Не думаю, что на данный момент существуют какие-либо дискуссии насчет присоединения Республики Молдова и Украины к ЕС, и даже не знаю, есть ли смысл в подобных дискуссиях. В целом, я считаю, что не существует плана одновременного присоединения. Речь идет, скорее всего, о способности этих государств укреплять свои институты и довести до конца ключевые реформы: борьба с коррупцией, независимость правосудия, реформа правоохранительных органов и пр. и, если эти реформы будут внедрены одновременно, тогда оба государства смогут вступить одновременно, а если нет, тогда по очереди. Полагаю, однако, что до момента присоединения предстоит сделать еще немало. Думаю, что после подписания Соглашения об ассоциации Молдове надо будет подать заявку о присоединении и думаю, к 2015-2016 гг. мы могли бы получить ответ. При этом я также думаю, что между тем Евросоюз может пересмотреть свои критерии присоединения в сторону ужесточения. К примеру, в немецком сообществе экспертов уже стали поговаривать о том, что Копенгагенские критерии потеряли свою актуальность и нуждаются в пересмотре, поскольку с тех пор, как они был утверждены, ЕС слишком сильно изменился. В этом же смысле, полагаю, что лишней преградой является и приднестровский конфликт, без урегулирования которого присоединение практически невозможно. Сегодня политика официального Кишинева ясна: «Вначале европейская интеграция, а потом реинтеграция», однако такая модель необязательно увенчается ожидаемыми результатами. В конечном счете, думаю, что европейская перспектива важна для признания усилий и для психологического комфорта, но она не принесет слишком много, если реформы в Молдове не будут внедрены успешно, а политический класс не реформируется.

Т.: Как скажется на процессе европейской интеграции возможное возвращение коммунистов к власти в Молдове?

Л. Л.: Не знаю, однако надеюсь, что ПКРМ будет вести себя рационально. Кроме изменения вектора коммунистов с ЕС в 2009 году на Евразийский союз в последнее время, в случае своего возвращения к власти ПКРМ придется столкнуться с институциональными и финансовыми сложностями. На данный момент большинство осуществляемых в Молдове реформ проходят при содействии ЕС, который предоставляет и средства на поддержку бюджета, и средства на приднестровское урегулирование, и т. д. Без поддержки ЕС в Молдове многое происходило бы по-другому – в худшую сторону. Точнее говоря, то, что происходит теперь между Молдовой и ЕС, практически «вынуждает» любую другую политическую силу, которая придет к власти, следовать евроинтеграционным курсом.