Публікації

b-00000065-a-00000042
Щоденник євроатлантиста. Росія звітує про НАТО

12:36 19-3-200

За що можна любити нинішню російську владу – так це за її відвертість. То Владімір Владімірович щиро розповість, як Росія (теоретично звісно ж!) буде реагувати на членство України в НАТО своїми ракетами, то російський МЗС видає звіти про свою діяльність за минулий рік, де публічно розповідає, як він «вибудовував на прагматичній основі» відносини з Україною та активно взаємодіяв з НАТО.Так, в огляді російського Міністерства закордонних справ під назвою «Внешнеполитическая и дипломатическая деятельность Российской Федерации в 2007 году», з яким кожен бажаючий може ознайомитись на сайті російського зовнішньополітичного відомства , є два цікаві для України в контексті її євроатлантичних прагнень моменти. По-перше, у ньому російське міністерство закордонних справ (зауважте, не Інститут Затуліна чи Фонд Глєба Павловського) визнає, що в минулому році «Россия предпринимала политико-дипломатические шаги, направленные против реализации планов вступления Украины в НАТО, вытеснения русского языка из образовательной сферы Украины, реабилитации официальными кругами Украины националистических формирований, попыток политизации украинской стороной нашей общей истории». Навіть пояснюється для чого це робилось – «с целью сохранения всеобъемлющего характера (мається на увазі відносин між Україною та Росією –Авт.) и создания предпосылок для укрепления российского вектора во внутренней и внешней политике Украины». \
По-друге, у блоці, де стосується відносин між Росією та НАТО, який в «обзоре» займає більше місця, ніж українсько-російські відносини, російський МЗС на всі лади розписав, як продуктивно й ефективно він працює з Північноатлантичним альянсом. Це в той час, як Наталя Вітренко в Харкові обіцяє, що буде створювати партизанські загони, які, в свою чергу, збиватимуть натівські літаки й підриватимуть натівські автоколони. Отож, хто ще не знає, наскільки активно Росія співпрацювала з НАТО у 2007 році, російський МЗС повідомляє наступне:

“В основе наших отношений с НАТО, которые оказывают прямое влияние на ситуацию в сфере безопасности на западном направлении, оставались интенсивный политический диалог, последовательные усилия по продвижению проектов практического сотрудничества в реагировании на общие вызовы и угрозы. Ключевую роль в поддержании разноплановых контактов с альянсом играл Совет Россия-НАТО (СРН), призванный способствовать выстраиванию подлинно партнерских отношений. По линии СРН состоялись неформальная встреча министров обороны (февраль, Севилья), заседание на уровне постпредов (июнь, Москва) и политологическая конференция (июнь, Санкт-Петербург), приуроченные к 10-летию Основополагающего акта о взаимных отношениях, сотрудничестве и безопасности и 5-летию Римской декларации, а также заседания на уровне министров иностранных дел (апрель, Осло; декабрь, Брюссель). Генеральный секретарь НАТО Я.де Хооп Схеффер был принят Президентом В.В.Путиным (июнь).

В работе с альянсом Россия исходила из принципов равноправия, соблюдения норм международного права, взаимного учета интересов и неделимости безопасности, необходимости укреплять доверие друг к другу, в том числе путем выполнения обязательств в сфере контроля над вооружениями и военной сдержанности, недопустимости появления новых разделительных линий в Европе. На динамике диалога с НАТО сказывались торможение процесса адаптации альянса к современным реалиям, неопределенность вектора его дальнейшей трансформации, попытки наделить НАТО глобальными функциями. Негативное влияние на атмосферу российско-натовских отношений оказывали планы расширения НАТО на Восток, включая постсоветское пространство, приближение объектов военной инфраструктуры альянса к границам России, отсутствие прогресса с ратификацией ДОВСЕ государствами-членами НАТО, планы США разместить в Европе элементы своей глобальной системы противоракетной обороны и совместить ее с проектом ПРО НАТО, разногласия по поводу урегулирования ситуации в Косово. Из-за позиции США на декабрьском заседании СРН не удалось согласовать программу работы Совета на 2008 год.

Вместе с тем, зрелый характер наших отношений позволял в откровенной форме обсуждать любые насущные вопросы, расширять поле совпадающих интересов и подходов. Достаточно результативно выполнялся документ о перспективах развития отношений Россия-НАТО, принятый на неформальном заседании мининдел СРН в Софии в апреле 2006 года. Развивалось взаимодействие в обеспечении оперативной совместимости миротворческих контингентов, систем ПРО и контроля за воздушным движением, формировании потенциала реагирования на теракты и другие чрезвычайные ситуации. Прорабатывались возможности совершенствования сотрудничества на афганском направлении, где коренные интересы безопасности России и НАТО совпадают, в том числе в вопросах материально-технического обеспечения Международных сил по содействию безопасности (МССБ). Успешно осуществлялся проект СРН по подготовке кадров для антинаркотических структур Афганистана и стран Центральной Азии на базе центра МВД России в Домодедово”.