Публікації

b-00003247-a-00000677
Україна: ставка на зустріч у Львові та імідж в очах ЄС

09:48 18-2-2013

Інтерв’ю директора Інституту світової політики для румунського видaння «Karadeniz Press» напередодні переговорів щодо придністровського регулювання в форматі 5+2, що розпочалися сьогодні у Львові.З оригіналом матеріалу можете ознайомитися тут .Одним из приоритетов Украины во время председательства в ОБСЕ в 2013 году было объявлено урегулирование приднестровского конфликта. Министр иностранных дел Украины, председатель ОБСЕ Леонид Кожара сказал в заключение своего визита в Кишинев и Тирасполь, что приложит все усилия для того, чтобы переговоры по приднестровскому урегулированию продвинулись вперед на следующей встрече 18-19 февраля во Львове, на западе Украины. Как Приднестровье неожиданно стало приоритетом для властей в Киеве, и какие ставки будут делаться на встрече в Львове, мы обсудили с директором Института мировой политики в Киеве Аленой Гетьманчук.

В конце этого месяца, во Львове состоится встреча представителей переговорного процесса по приднестровскому урегулированию, благодаря украинской стороне. Чего можно ожидать от этой встречи? Чего добивается Украина?
Для Украины чрезвычайно важно, чтобы переговорный процесс по Приднестровскому урегулированию являлся непрерывным. То, что переговоры 5+2 состоятся во Львове – свидетельствует о такой непрерывности. И это хорошая новость. Плохая новость состоит в том, что украинской стороне не удалось организовать встречу лидеров Молдовы и Приднестровья во Львове. Напомню, что это приглашение было направлено лидерам двух берегов Днестра во время недавнего визита министра иностранных дел Украины Леонида Кожары в Кишинев и Тирасполь. Плохая новость состоит не просто в том, что лидер Приднестровья Шевчук отказался испробовать кофейную дипломатию на добавок к пивной и футбольной дипломатии, которые имели место между ним и Филатом ранее. Речь идет, в первую очередь, о том, что содействие организации встреч в формате 1+1 являлось одной из главных ставок Украины во время своего председательства в ОБСЕ. Расчет с украинской стороны делался на то, что без политической воли первых лиц существенный прогресс в урегулировании невозможен. Украина как председатель ОБСЕ получил первый дипломатический щелбан на приднестровском направлении, хотя психологически многие эксперты и дипломаты в Киеве в нему были готовы, зная отношение к данному формату России. Теперь главное, чтобы этот щелбан не выбил желания у Киева как председателя ОБСЕ выдвигать другие минимально амбициозные и креативные инициативы.
Вы подчеркнули в полиси-брифе что Украина имеет большие возможности, чтобы разработать необходимые предпосылки для обеспечения мирного разрешения затянувшегося конфликта в приднестровском регионе. Почему этот потенциал используется редко и ограниченно?
Приднестровье не находится в числе приоритетов внешней политики Украины (нынешний период председательства в ОБСЕ не в счет). Кроме того, тема приднестровского урегулирования – не является самодостаточной для правящих украинских элит. У меня сложилось впечатление, что она интересна для них, в первую очередь, как некий товар, который может быть продан при условии хорошей цены в диалоге с ключевыми партнерами – Россией и/или Евросоюзом. Также сама тема Приднестровского урегулирования до момента председательства Украины в ОБСЕ не являлась особо престижной с точки зрения удовлетворения профессиональных амбиций для украинских чиновников и дипломатов, поэтому большинство тех, кому поручают курировать этот вопрос, расценивают свою должность как почетную ссылку. Это, безусловно, сказывается если не на эффективности, то на драйве в их работе.
Год председательства Украины в ОБСЕ сможет изменить ситуацию и станет ли Киев более активным?
Я надеюсь, что председательство Украины в ОБСЕ заинтересует как многих украинских полиси- и опинионмейкеров, так и обычных граждан приднестровской темой. В представлении многих из них Приднестровье остается каким-то мутным пятном, хотя, на самом деле, визуально Тирасполь в последние годы не слишком существенно отличается от соседних областных центров Украины. Мне лично не раз приходилось встречать в Киеве людей, которые понятия не имеют о существовании образования под названием «Приднестровская Молдавская Республика», или, например, думают, что Тирасполь – это где-то в Беларуси.
Станет ли Киев более активным – это, во многом, зависит от его результативности во время председательства. Если будут хотя бы минимальные подвижки – шансы на последующую активность сохраняются, если нет – то это, я боюсь, может еще больше усилить впечатление, что инвестировать свою энергию, ресурсы и время в приднестровское урегулирование является напрасной затеей.
Как Вы думаете, почему украинские политики настолько пассивные, если в Приднестровье проживает 1/3 украинцев?
Очевидно, не все из них понимают, какие дополнительные возможности предоставляет наличие такого количества этнических украинцев для Украины как потенциального лидера в регионе. Даже в электоральном плане украинские граждане в Приднестровья не представляют такого веса, как принято считать в самой самопровозглашенной республике. Кроме того, у большинства украинских политиков никогда не было желания уподобляться, например, российским коллегам, которые вагонами завозили российские паспорта в Южную Осетию или чтобы потом заниматься в этом регионе «принуждением к миру», якобы защищая своих граждан.
Многие эксперты и политики предпочитают произносить эту фразу – «все что касается Приднестровья решается в Москве». Они правы или эта фраза устарела?
Все, что касается Приднестровья, может, и решается в Москве, но согласовывается как минимум в Киеве и Брюсселе (или Берлине) и утверждается в Кишиневе. Зависимость игроков в процессе приднестровского урегулирования хоть и ассиметричная, но все же есть.
Как расценивает российская сторона украинскую инициативу решит приднестровскую проблему?
Российская сторона традиционно скептически оценивает любые инициативы, кроме своих собственных. Тем более, что никакой конкретной инициативы сравни Плану Ющенко с украинской стороны сегодня и нет. В целом, любая повышенная активность Украины на приднестровском направлении способна стать дополнительным раздражителем в российско-украинских отношениях. А учитывая и так непростой диалог Украины и России, с украинской стороны есть желание свести другие раздражители к минимуму – то бишь, если и проявлять активность, то в такой мере, которая способна серьезно не навредить и так поврежденному диалогу Киева с Москвой.

Приход Евгения Шевчука к власти в Тирасполе многим дал надежду, что этот молодой политик (украинского происхождения) сможет ускорить переговоры в направлении поиска долгосрочного решения. Что на самом деле происходит?
Ни для кого не секрет, что молодой политик – по своей воле или не очень – сегодня вынужден руководствоваться в качестве главного слогана своей политической деятельности старой поговоркой «кто платит, тот и заказывает музыку». Платит Россия, соответственно и музыку в генеральной позиции Тирасполя на переговорах заказывает она.
Фактор украинского происхождения лидера Приднестровья преувеличен. У меня нет серьезных оснований говорить о каких-либо сантиментах Шевчука по отношению к Украине после его избрания лидером самопровозглашенной республики. Точно также, как и нет оснований говорить о каких-то особых сантиментах к Шевчуку со стороны украинских политиков, реально влияющих на принятие решений в стране.
С точки зрения государственной безопасности, какой вариант решения проблемы является более выгодным для Украины?
Вариант, который обеспечит создание эффективного и реально работоспособного государства Республика Молдова.
В другом контексте, Вы заявляли что динамизм украинской дипломатии в направлении решения приднестровского конфликта является одним из способов отвлечения внимания ЕС от реальной ситуации Юлии Тимошенко. Удастся ли украинским властям это намерение?
Да, активность Украины на приднестровском направлении, способна привнести в мрачную картину отношений между Украиной и ЕС некоторые светлые тона, но сама картина от этого не станет светлой. То есть, любые попытки заменить тимошенкизацию диалога между Украиной и ЕС, наблюдающуюся последние полтора года, на его хотя бы частичную приднестровизацию обречены на провал. Вопрос избирательного правосудия – это главное препятствие, которое мешает развиваться отношениям между Украиной и Евросоюзом сегодня, и пока он не будет снят с повестки дня, никакие даже удачные иницитиавы Киева на приднестровском направлении не помогут.
Справится ли Украина с ролью председателя ОБСЕ? Есть возможность исправить свой имидж перед Западом?
У Украины просто нет другого выбора, как использовать председательство ОБСЕ для улучшения своего имиджа за границей, если, конечно, Юлия Тимошенко вдруг чудом не окажется на свободе.
Спасибо.