Блог заступника директора Інституту світової політики Сергія Солодкого для радіо «Свобода» (Росія)Помните эзоповскую басню о пастухе-шутнике? Регулярная пастушья ложь привела к тому, что ему уже никто не верил, даже когда пастух говорил правду? На месте этого пастуха оказалась украинская власть. Генеральная прокуратура открыла криминальное дело против бывшего президента республики Леонида Кучмы, подозреваемого в причастности к убийству журналиста. Сенсация! Невероятно! В стране, где взятка и кумовство – главные боги успеха, оказывается, могут наказать СВОЕГО. А если учесть, что зять г-на Кучмы – личность известная не только в украинских кругах, то событие обретает еще большую значимость. \
Но почему-то никто не поверил в украинское правосудие. Бросалось в глаза то, что экс-президента пригласили в прокуратуру в тот же день, когда главный украинский оппозиционер Юлия Тимошенко уехала в Брюссель. Не будь «дела Кучмы», сейчас журналисты обсуждали бы поездку Юлии Владимировны в Евросоюз. Ореол мученицы и победительницы ей был бы обеспечен. Главный замысел брюссельской поездки – показать, что после долгих месяцев испытаний Тимошенко все же смогла вырваться из темного царства Януковича и, глотнув демократического воздуха Европы, она продолжает изобличать ненавистный режим. Она была в Брюсселе. Она изобличала режим. Но никто этого не заметил. Сейчас украинцы обсуждают другое: почему Кучма? неужели посадят? почему молчит Янукович?
Честно: я тоже не верю в украинское правосудие и чистые помыслы украинских властей (как, видимо, и любых других на постсоветском пространстве). Верю, что окружение президента решило создать информационную волну, которая накрыла бы голос Тимошенко. Верю в то, что власть решила спасти свое реноме после обвинений в избирательном правосудии. Ну и не верю в то, что Леонида Даниловича посадят.
Хорошая репутация – это то, чего нет у украинской власти. И это то, что она пытается себе вернуть, особенно в глазах Европейского Союза. Причина первая: власти нужны западные кредиты. Причина вторая: разочарование в отношениях с Россией. Поговаривают, что именно давление со стороны России и нежелание Москвы идти на уступки Киеву (хотя Киев пошел на радикальные шаги: отказ от вступления в НАТО; пролонгация пребывания российского флота на территории Украины) заставляют украинское руководство начинать тесно контактировать с ЕС.
В Украине ходят слухи, что разочарование на российском направлении вынуждает президента страны Виктора Януковича бросать лучшие дипломатические и политические кадры Украине на то, чтобы как можно эффективней завершить переговоры о создании между Украиной и ЕС зоны свободной торговли. Именно поэтому, вице-премьер Андрей Клюев, который ответственен в правительстве за переговоров по этому, уже во второй раз за последний месяц отправился в Брюссель. Главная цель – с одной стороны, не сдать украинские экномические интересы, с другой – все же продвинуться к заключению Соглашения о зоне свободной торговли. Янукович рассчитывает, что такой документ будет подписан уже в этом году. Хотя, справедливости ради, нужно констатировать, что иногда позиции переговорщиков ЕС столь бескомпромиссны, что существуют реальные опасения: переговоры зайдут в глухой угол.
Сейчас российские дипломаты потирают руки, комментируя ход переговоров между Киевом и Брюсселем. «У вас все равно ничего не получится. Вы, в конце концов, вернетесь к вопросу о Таможенном союзе с Россией, Казахстаном и Белоруссией», – это излюбленный тезис российской дипломатии. «Только сейчас Украина могла бы вести переговоры о Таможенном союзе на равных, а через год она присоединяться к соглашению на невыгодных для себя условиях», – убеждают российские дипломаты. Прьмерно с таким посланием недавно побывал в Киеве вице-премьер правительства России России Шувалов, а премьер-министр Владимир Путин даже успел выступить с угрозами в адрес Украины в контексте вопроса о зоне свободной торговли с ЕС.
Активизация переговоров между Украиной и ЕС показала реальное лицо России. До сих пор Москва заявляла, что выступает только против интеграции Украины в НАТО, но против вступления в ЕС ничего не имеет. Лукавила.
Несмотря на то, что переговоры между Украиной и ЕС происходят в закрытом режиме, противоречия сторон хорошо известны: они касаются транспортной сферы, экспорта зерна из Украины, использование географических названий в качестве торговых брендов (главная проблема с «коньяком» и «шампанским»). Кто должен пойти на уступки? Возможно, Украина, стремящаяся вступить в ЕС. Возможно, ЕС, стремящийся превратить свою восточную соседку в развитую рыночную демократию. Возможно, обе стороны?
Речь идет не столько о том, сколько украинского зерна попадет на рынок ЕС или как переименовать «коньяк» в «бренди», сколько о том, какой быть Украине в ближайшем в далеком будущем. Можно сколь угодно скептически относиться к нынешней украинской власти, однако следует понимать, что от заключения Соглашения об ассоциации зависит будущее не конкретно Виктора Януковича или его окружения, а Европы в целом. Или на восточных рубежах Европы будет многомиллионная развитая демократия, или же непредсказуемый регион, находящийся под контролем Кремля. Торгуясь за миллион-миллиард (или сколько там?!) евро, можно потерять страну с населением в 46 миллионов человек.
Единственное, что грозит ЕС в случае компромиссов с Украиной, – критика со стороны бизнеса. Украинское руководство поставлено в более трудное положение: в случае уступок на него набросятся и бизнес, и оппозиция, и электорат. В этой ситуации представляется, что украинская власть скорее прогнется под тяжестью внутренних обстоятельств (оппозиция и парламентские выборы 2012 года), чем пойдет на уступки с ЕС.
Пастуху из эзоповской басни очень не повезло. Стадо его овец съели волки.
Тема коментаря
Comments theme Comments theme Comments theme Comments theme Comments theme Comments theme Comments theme Comments theme Comments theme Comments theme.
Тема коментаря
Comments theme Comments theme Comments theme Comments theme Comments theme Comments theme Comments theme Comments theme Comments theme Comments theme.