Религиозная тема стала более чувствительной для Украины в контексте российской гибридной агрессии.
Публично выказанная Петром Порошенко готовность поддержать обращение УПЦ (КП) и УАПЦ по предоставлению автокефалии украинскому православию является не только предвыборным шагом (достаточно неожиданным), но и вопросом стратегического значения для украинского общества.
Справедливо отмечают, что церковь в Украине отделена от государства. Скажу больше: на Западе еще с 70-х годов ХХ века очень чутко реагируют на любые нарушения свободы совести, поэтому ожидать создания поместной православной церкви по указке сверху не стоит. Полагаю, что это хорошо понимают и на Банковой.
Но невозможно отрицать, что тема религиозной жизни стала более чувствительной для Украины в контексте российской гибридной агрессии. Собственно говоря, вторжение на Донбассе и появление среди сепаратистов боевиков “православной армии” заметно активизировали дискуссию о создании в Украине поместной православной церкви. И дело не только в стремлении митрополита Филарета оставить след в истории. Дискуссия усилилась после показательного отказа митрополита Онуфрия почтить вставанием память погибших в АТО украинских военных в мае 2015 года. Как известно, УПЦ (МП) является крупнейшей составляющей РПЦ, и без нее влияние российского православия не только на украинской земле, но и в мире заметно уменьшится. Вместе с тем наивно думать, что даже позитивная реакция на украинское обращение Константинопольского Священного Синода (его заседание пройдет в мае) приведет к обвальному падению влияния российского православия в Украине. Поэтому позиция представителя УПЦ (МП) Николая Данилевича, скептически оценившего предоставление автокефалии украинским православным, вполне вписывается в канву поведения РПЦ и ее украинского филиала.
Важный момент: в ходе Архиерейского собора РПЦ, прошедшего в ноябре 2017 года, “украинский вопрос” звучал достаточно активно. Кроме “покаянного письма” митрополита Филарета, содержание которое предстоятель УПЦ (КП) оперативно дезавуировал, собором было принято решение о выделении УПЦ (МП) в отдельную самостоятельную церковь в составе РПЦ. Таким образом руководство РПЦ отреагировало на автономистские тенденции внутри церкви. Правда, оно вряд ли способно остановить череду скандалов, связанных с действиями священников УПЦ (МП) (наиболее показательные случились в начале года в Запорожье и уже неоднократно – вокруг Киево-Печерской лавры и ее настоятеля Павла (Лебедя)).
Петр Порошенко встречался с Варфоломеем 9 апреля, и, по всей видимости, заручился его согласием на рассмотрение украинского обращения, напоминающего слоеный пирог: позиция УПЦ (КП) и УАПЦ должна быть подкреплена не только обращением президента и Верховной Рады, но и несколькими автографами епископов УПЦ(МП). Показательным выглядит отсутствие Юлии Тимошенко на встрече лидеров парламентских фракций и руководства Верховной Рады с президентом. Похоже, Юлия Владимировна не только не готова поддерживать подобные шаги своего потенциального конкурента в президентской гонке, но и стремится уклоняться от резонансных проблем. Тактика возможная, но в качестве стратегии подобное поведение выглядит малоприемлемым.
Очевидно, что Россия постарается противодействовать ослаблению влияния РПЦ на территории нашей страны, действуя преимущественно “оторванными” от государства методами и делая ставку преимущественно на граждан Украины. Впрочем, не исключено, что подтянутся защитники свободы совести из Европейского Союза, аффилированные с различными российскими структурами. Что касается волны сторонников секуляризма, то не стоит забывать, что гибридная агрессия направлена на сознание и помыслы, где церковь имеет многовековой опыт влияния.
В сложившейся ситуации основную угрозу для Петра Порошенко представляет не только понятное сопротивление пророссийской ветви православия или даже медлительность Всемирного Патриарха. Куда большей проблемой нацеленность многих украинцев на решение проблем “здесь и сейчас”, даже в таком тонком и деликатном вопросе как создание поместной православной церкви. В любом случае придется подождать до мая, прежде, чем делать какие-то выводы.
Автор: Евгений Магда, директор Института мировой
Опубликовано на сайте “Главред“
Тема коментаря
Comments theme Comments theme Comments theme Comments theme Comments theme Comments theme Comments theme Comments theme Comments theme Comments theme.
Тема коментаря
Comments theme Comments theme Comments theme Comments theme Comments theme Comments theme Comments theme Comments theme Comments theme Comments theme.