Директор Інституту Євген Магда в інтерв’ю Radio France International розповів про секрети ефективної європейської інтеграції України
Мовою оригіналу
26 июня Парламентская ассамблея Совета Европы подтвердила полномочия российской делегации. В ответ на это решение Украина впервые за всю историю членства в организации отозвала своего посла из Совета Европы для консультаций и приостановила свое участие в летней сессии ПАСЕ. Потерял ли Совет Европы в глазах Киева былой авторитет и почему голосование по России стало серьезным ударом по продвижению европейских ценностей в Украине, в интервью RFI рассказал эксперт украинского Центра общественных отношений Евгений Магда.
Вопрос возвращения России к полноценной работе Совета Европы вызвал бурные дебаты, в том числе и в украинских СМИ. Звучало множество критичных высказываний о том, что организация уступила России и даже пожертвовала собственными ценностями. Как вы оценили бы то, что произошло на последней летней сессии ПАСЕ, и что это означает для Украины?
Для самой Украины это крайне неприятная ситуация. Наверное, потому, что на протяжении пяти лет ПАСЕ для Украины была надежной площадкой успеха. Решение о возвращении российской делегации именно на таких условиях — когда Россия настаивает на том, что против нее не может быть в будущем санкций, и подчеркивает, что не собирается выполнять решения ПАСЕ, которые были приняты раньше, — выглядит для Украины оскорбительным. Поэтому украинская делегация отчаянно боролась против возвращения России права голоса. Россия сыграла очень интересную и циничную юридическую игру. С одной стороны, она воспользовалась тем, что Совету Европы 70 лет и неудобно праздновать юбилей без крупнейшего европейского государства. С другой стороны, она воспользовалась тем, что будут выборы нового генерального секретаря Совета Европы. Поэтому решили: как же без России? Украина в какой-то мере страдает из-за того, что значительная часть европейских государств привыкла, что Россия — цивилизованное государство. Отношение к ней изменилось после 2014 года, но, очевидно, не так сильно, как этого хотели бы украинцы.
Считаете ли вы, что Украина потеряла эту надежную площадку успеха в лице ПАСЕ? Если потеряла, то окончательно ли? И как ее вернуть?
Украина впервые за время своего пребывания в Совете Европы, почти за 25 лет, отозвала посла для консультаций. Это такой показательный дипломатический жест. Я являюсь противником прекращения Украиной участия в работе ПАСЕ. Россияне будут настраивать против себя даже тех, кто голосовал за их возвращение. Часть депутатов ПАСЕ проголосовала из политической целесообразности и спортивной дисциплины — они сами себя убеждали. Если украинцы не будут давать бой, то Россия будет вести себя еще нахальнее. Демарш украинцев может быть хорош только в том случае, если это будет коллективное действие. Если украинскую делегацию поддержат другие, например, поляки, грузины или прибалтийцы. Тогда в этом будет смысл. Нельзя оставлять даже гибридное поле битвы своему противнику.
Очевидно, что это историческое голосование в ПАСЕ — новый вызов для Украины. Какие у Украины есть на этом поле битвы козыри в руках?
Я не совсем согласен с тем, что Украина должна что-то доказывать. Зачастую это европейцы, в том числе с трибуны ПАСЕ, учили Украину еще со времен Кучмы. Были мониторинговые миссии, попытки ввести санкции и т. д. Я не думаю, что Украина должна в чем-то убеждать, она должна быть европейской страной, которая борется за свою независимость и отстаивает свои интересы на всех подходящих дипломатических и прочих площадках. По сравнению с 2014 годом не только были резолюции ПАСЕ, обязывающие Россию выполнить различные условия в отношении конфликта на Донбассе, в отношении украинских пленных, но было и признание российской агрессии на Донбассе со стороны НАТО (это закреплено в документах организации), были соответствующие политические позиции ЕС. Я не могу сказать, что Украина провела эти пять лет впустую.
Я только хочу отметить, что в украинском обществе многие даже не отличали ЕС от Совета Европы пять лет назад. Сегодня ситуация изменилась к лучшему, и люди понимают, что происходит.
Есть ли в Украине опасения, что снятие санкций с России в Совете Европы может стать прецедентом для Брюсселя и Вашингтона, которые ввели экономические санкции в отношении Москвы?
У меня лично это не опасения, а четкая уверенность. Россия пытается продемонстрировать, что она является цивилизованным государством, громко рассуждать о том, что она привержена демократическим ценностям, приводит разные доводы, которые, с ее точки зрения, имеют смысл. Простите за такой штамп, но оскал российского империализма все равно будет проявляться. Россия иначе не может. Это, по-моему, понимают, но не хотят видеть или делают вид, что не хотят осознавать, многие западноевропейские политики. В Центральной Европе сложилась другая ситуация, в странах Балтии тоже есть свои особенности. Ведущие страны континента… Мы знаем, что именно Германия и Франция приложили немалые усилия, чтобы России вернули право голоса в ПАСЕ.
Потерял ли Совет Европы в глазах Украины былой авторитет?
Есть не столько потеря авторитета Совета Европы, сколько угроза того, что украинские псевдополитики и российская пропаганда будут в контексте предстоящих парламентских выборов доказывать украинским гражданам, что Украина Европе не нужна и забудьте о европейской интеграции. В этом плане решение ПАСЕ выглядит показательным. Тут надо говорить не об авторитете Совета Европы, а об угрозе потери позитивной тенденции и растущего числа граждан Украины, поддерживающих вступление в ЕС. Украине в этой ситуации (как государству, так и экспертному сообществу) надо бороться за сохранение этих позитивных тенденций.
Таким образом, голосование в ПАСЕ нанесло удар по продвижению европейских ценностей в Украине.
Да. Причем достаточной осознанный удар. Я понимаю, что европейская интеграция Украины — продолжительный процесс, и его оцениваю во временной категории «10 лет +». Но я себе позволю сказать такую крамольную вещь: Украину в ЕС не ждут.
В Украине это осознают?
Часть политиков это понимает и говорит, что нужно двигаться к России. Другая часть это понимает и считает, что прежде чем говорить о вступлении в ЕС, нужно добиться изменений внутри страны. Мы как одна из самых крупных стран Европы имеем очевидные проблемы, потому что инкорпорировать такое крупное государство, с такими большими проблемами, с конфликтом на Донбассе, аннексированным Крымом, с недостаточными темпами роста экономики — это серьезная проблема, (которая) требует политической воли не только от Украины. Задача Украины в том, чтобы осуществлять реформы в контексте европейской интеграции и быть готовой в любой момент. Это как девушка, которая сильно хочет выйти замуж, купила подвенечное платье, постоянно его примеряет и держит диету, чтобы в него влезть. Нам надо постоянно быть в форме.
Тема коментаря
Comments theme Comments theme Comments theme Comments theme Comments theme Comments theme Comments theme Comments theme Comments theme Comments theme.
Тема коментаря
Comments theme Comments theme Comments theme Comments theme Comments theme Comments theme Comments theme Comments theme Comments theme Comments theme.