Павел Коваль, депутат Европейского парламента, Глава делегации Европейского парламента в Комитете парламентского сотрудничества Украина-ЕС откровенно оценил европейские перспективы Украины во время Медиа-клуба Института мировой политики.Соглашение об ассоциации Украина-ЕС не подпишут до выборов{1}
Алена Гетьманчук, директор Института мировой политики, Павел Коваль, депутат Европейского парламента, глава делегации Европейского парламента в Комитете парламентского сотрудничества Украина-ЕС:
Павел Коваль:
Последний раз мы встречались два года назад. Что касается моей работы, то ничего не изменилось: я по-прежнему руковожу делегацией Европейского парламента к Комитету парламентского сотрудничества «ЕС-Украина». Однако, на сегодняшний день после двух таких довольно напряженных лет можно говорить о периоде замедления и торможения в отношениях Евросоюза с Украиной.
{2}
Андрей Жигулин, “5 канал”, Виктор Шлинчак, глава Наблюдательного совета ИСП, Сергей Терешко, АПУ
Как вы знаете, я часто бываю в Украине, и мои публикации регулярно появляются в украинских средствах массовой информации. У того, кто следит за этими публикациями, может появиться впечатление, что в моем отношении к этой сфере появился пессимистический элемент. Это действительно так, потому что был такой момент, когда ожидалось, что все закончится успешно и придет момент парафирования договора между Европейским Союзом и Украиной. У меня сейчас впечатление, что начался период довольно сильного торможения.
Я недавно просматривал публикации и статьи, которые появились в период до Оранжевой революции, то есть еще перед 2004 годом. Я заметил, что сейчас появляются похожие или идентичные предложения, свойственны одним и тем же политиков. Все, что было сказано тогда, сейчас повторяется. И меня это в определенном смысле потрясло. Это не означает, что я считаю, что все повторится. Но мне кажется, что элемент сомнения в украинской политике сейчас довольно сильный.
{5}
Віталій Портніков
Давайте поговорим о том, какие были факторы оптимизма последние несколько лет. Я имею в виду период после выбора Януковича Президентом. Во-первых, это были личные решения самого Президента. Например, его решение поехать сначала в Брюссель для того, чтобы показать направление своих мыслей – не столько пронатовское, сколько проевропейское. Потом были элементы внутренних изменений, реформ, в том числе связанные с либерализацией визового движения. Также я считаю, что хорошим действием Януковича было назначение Клюева и его успешные шаги на протяжении последних нескольких месяцев. Это не завершилось парафированием договора, но активные усилия Клюева повлияли на позитивный результат.
{4}
Алена Гетьманчук, директор Института мировой политики: Вы упомянули об усилиях Андрея Клюева. Однако, как нам известно, Президент Янукович принял решение перевести его на должность Секретаря Совета национальной безопасности и обороны, в то время как пост первого вице-премьера достался Валерию Хорошковскому. Как бы Вы оценили его назначение?
{3}
Павел Коваль
Павел Коваль: Хорошковский очень целеустремленный и настойчивый политик. Однако, мне тяжело судить, насколько будет эффективен. Могу отметить, что у него нет практической привязанности, то есть, нет министерства, поэтому сложно предугадать, как это назначение отобразится на практике. Но, я думаю, мы скоро узнаем. Еще хотелось бы добавить, что существует некий формальный элемент ослабления отношений с Европейским Союзом. Раньше комитет по вопросам европейской интеграции в парламенте имел гораздо больше полномочий и влияния. Мне кажется, что сейчас подобные структуры наших отношений немного размываются. Возможно, некой компенсацией станет сильная личность Хорошковского. Как бы ни было, я хотел бы его поздравить. Всякий раз, когда я его видел, я понимал, что передо мной политик, у которого много амбиций на будущее.
Алена Гетьмачук: И президентских амбиций в том числе…
Павел Коваль: Я не стал бы так говорить. Во всяком случае, мне об этом ничего не известно.
Возвращаясь к украинско-европейским отношениям за последний период, очень важным положительным элементом было активное участие украинских партий в политическом европейском движении. Ядром, вокруг которого все должно было хорошо завершиться, было польское председательствование в Евросоюзе. Однако этого не случилось.
{9}
Возможно, парафирование состоится в марте. Однако это не решит вопрос дальнейшего подписания и ратификации данного Соглашения. Ключевым фактором в этом контексте станет проведение выборов в Украине в октябре. Могу Вас заверить, что до выборов не стоит ожидать существенного изменения ситуации.
Скажите, если лидеры оппозиции в Украине останутся под стражей не будут допущены к выборам, склонен ли Европейский Союз признать такие выборы легитимными?
Павел Коваль: Собственно, сам Блок Юлии Тимошенко легитимизировал эти выборы, поддержав в парламенте новый избирательный кодекс, и фактически приняв условия избирательной реформы. Я, как европейский политик, не чувствую себя вправе требовать участия в выборах Юлии Тимошенко, если этого не требует ее политическая сила. В свою очередь, я продолжаю говорить о деле Тимошенко в Европарламенте, постоянно поддерживаю контакт с украинским омбудсменом. Кроме того, я пытаюсь добиться возможности встретиться с Юлией Тимошенко. Хочу подчеркнуть, что, пребывая в тюрьме, она остается, прежде всего, политиком.
Я хотел бы встретиться с лидерами оппозиции, которые находятся в местах лишения свободы. Подобные посещения соответствуют не только моральным нормам, но и общепринятым европейским стандартам.
Что касается непосредственно выборов, то и власть, и оппозиция должны быть заинтересованы в том, чтобы получить от их проведения максимум. Образно говоря, парламентские выборы – это ваш последний комплект «серебряных ложечек», и все участники политического процесса должны понимать, что выборы – это последнее семейное сокровище Украины, ответственность за сохранение которого разделяют все.
Нужно приложить максимальные усилия, чтобы выборы состоялись максимально прозрачно. Я имею в виду не только сам процесс голосования, но также и те процедуры, которые осуществляются до и после него, то есть это и избирательная кампания, и формирование коалиции в парламенте, и много чего другого.
Еще один важный вопрос – это процедура передачи власти. Правительственная партия должна быть готов передать, а нынешняя оппозиция должна быть готова принять власть. Я общался со многими как провластными, так и оппозиционными, политиками, интеллектуалами, духовными лидерами в Украине. Всем я задавал подобные вопросы, можно сказать, провел небольшой тест. Знаете, у меня сложилось впечатление, что в государстве нет готовности к изменениям. Политическая сила, которая пребывает сейчас у власти не готова ею с кем-либо делится, в то время, как оппозиция не может похвастаться программой действий на случай, если она победит на выборах. Сейчас все вопросы решаются очень эмоционально, но в политике нельзя реагировать на эмоции.
Украине сейчас следует обратиться к молодому поколению. Именно молодые люди сейчас стремятся видеть свою страну интегрированной в международное сообщество. Это поколение не знает границ. Мы наблюдали его во время Арабской весны. То, что увидел в свое время Муаммар Каддафи, может постигнуть и Александра Лукашенку, и Владимира Путина. Контекст таких событий будет разный, но движущая сила будет одна и та же: новое поколение, жаждущее перемен и справедливости.
Ввиду этого, на период кризиса в политических отношениях Украине и ЕС необходимо развивать общее информационное пространство, добиваться увеличения контактов, упрощения визового режима. Также необходимо больше ресурсов выделять на образовательные программы, культурный диалог.
Если есть время считать «серебряные ложки», то разрешите напомнить о такой инициативе. В свое время в Европейском Парламенте была создана инициативная группа «Друзья Украины», соответственно в украинском парламенте была создана соответствующая группа «За европейский выбор». Как вы считаете, целесообразно ли было бы поддержать такую инициативу создания в парламентах всех государств-членов Европейского Союза похожих групп «Франция – Украина», «Швеция – Украина» и т.п.?
Павел Коваль: Такие группы есть практически во всех парламентах. Например, в польском парламенте есть так называемая «группа друзей», но кроме того есть еще и Парламентская ассамблея, то есть более высокий уровень парламентского сотрудничества. Что касается Европарламента, таких инициатив довольно много. Я хочу сказать для тех из присутствующих, кто занимается этим вопросом, что официальным институтом, который имеет основания, предусмотренные в договоре и в регламенте Европарламента, является именно тот орган, которым я руковожу. Все другие – это дополнительные органы, дополнительные организации, которые созданы добровольно, по зову сердца. Но я думаю, что они самостоятельно ничего не могут сделать во время наблюдения за процессом проведения выборов. В последнее время в Украине, по моему впечатлению, доминируют пессимистические настроения, дескать, выборы не удастся провести честно. Это преувеличение. Просто надо хорошо подготовиться. У меня такое ощущение, что эти «серебряные ложечки» будут сохраняться лучше в результате работы подготовленных международных наблюдателей, а не просто парламентариев. Я имею в виду, что наблюдение за выборами должно вестись как во время всего процесса, в течение дня, так и вечером при пересчёте голосов. А потом и во время пересчёта голосов на более высоком региональном уровне. В этом лучше всего помогают представители неправительственных организаций. Было бы лучше, если бы все депутаты прислали на подготовку такого рода своих ассистентов, и это будет лучшим выходом, нежели участие самих политиков в наблюдении за выборами. И тогда лучше всего будет нам всем надеть кальсоны (хотя неизвестно, будет ли так холодно в то время) и поехать куда-нибудь за пределы больших городов, посетив течение дня где-то 12 местных избирательных участков. Политики должны будут тогда заняться своими обязанностями, а наблюдатели своими. Если будет такое желание, я могу лично принять участие в таких курсах, в такой подготовке наблюдателей, могу также попросить других депутатов, чтобы они включились в этот процесс. ОБСЕ подготовит тоже своих наблюдателей (я даже считаю, что они в чем-то лучше. Пригласите всех своих друзей. Это то, что мы реально можем сделать и нельзя считать это каким-то плохим вмешательством. Я думаю, что другого выхода нет.
Как вы оцениваете вчерашний инцидент в Качановской колонии, когда депутата Европарламента не пустили к Тимошенко? Власть Украины пассивно реагирует на призывы освободить Тимошенко? Какая у вас есть версия по этому поводу?
Павел Коваль: Я не хочу публично комментировать, в чём заключается нежелание правительства Украины решить эту проблему. Я думаю, что это должен быть формальный контакт на соответствующем уровне, то есть этим должны заниматься соответствующие депутаты, с соответствующими полномочиями. Я думаю, что нет преград, чтобы кто-то конкретный встретился с политиком, пребывающим в тюрьме, и я просто удивлён, что из этого раздувают большое политическое дело.
Алена Гетьманчук: Возвращаясь к Польше, мы сейчас видим, что там появились разные позиции по поводу того, как надо действовать по отношению к Украине, появилось известное письмо вице-спикера сейма Ванды Новицкой о том, что польская власть ничего не делает для освобождения Тимошенко. Как вы видите: как будет действовать Польша как последний стратегический оплот Украины в Европе? Объединит ли она усилия с Литвой, или будет действовать в одиночку?
Павел Коваль: Я думаю, что Ванда Новицкая действовала в этот момент эмоционально, потому что она только сейчас начинает заниматься делом Тимошенко, и еще не очень сориентировалась в этом вопросе. Она сделала то, что сделала. Возможно, она хотела обратить на себя внимание в Польше. Я хотел бы ко всему в жизни подходить положительно, поэтому я хотел бы прокомментировать это так: милости просим госпожу Новицкую в круг людей, которые интересуются делом Тимошенко и Украиной.
Собственно, в Польше наблюдается большой интерес к этому вопросу: он стоял на повестке дня и у премьер-министра, и у президента. Не скрою, сейчас в польском политикуме присутствует элемент разочарования. Это мое личное мнение. Такое впечатление, что представители Польши имели сбалансированную позицию по отношению к Украине в последние два года, эффективность которой была равноценна эмоциональным заявлениям некоторых западных политиков. Но быть слишком умеренным тоже не решение вопроса. Надеюсь, что разочарование не приведет к погашению интереса к Украине. Ведь далеко не очевидно, что все в Польше интересуются Украиной. Ведь это не всегда так легко, как может показаться. Я хочу напомнить, например, Леха Качинского, который принимал активное участие в украинских вопросах и его довольно сильно за это критиковали. У меня такое впечатление, что некоторые украинские политики воспринимают польскую заинтересованность в Украине как данность. Но на самом деле это вовсе не очевидно с польской точки зрения.
Сейчас, мне кажется, Украине нужно продолжать развивать отношения с ЕС, и сохранить их интенсивность. Надеюсь, Польша будет этому способствовать. После 2007 года этот вопрос стал довольно сложным, поскольку отношения с Украиной стали предметом внутриполитической борьбы. Представители «Гражданской платформы» часто сетовали, что в украинском направлении нет успеха. Сегодня же никто не оценивает таким же образом Сикорского и Туска. А я, со своей стороны, даже стараюсь быть для них стимулом, говорю – идите дальше, несмотря на то, что явного успеха не было. Он будет в более широкой и более длительной перспективе. Честно сказать, в мой адрес тоже звучат порой упреки по поводу того, что я будто бы мало критикую нынешнюю украинскую власть.
{7}
Альона Гетьманчук та Павел Коваль
Алена Гетьманчук: Понятно, что наблюдается некое разочарование в Украине и нежелание тратить свои ресурсы и усилия на вещи, которые кажутся малоэффективными, а почасту и бесполезными. Но все же, что собирается предпринять Польша? Вы опустили руки или у вас есть четкий план? Какой тренд доминирует в польской политике?
Павел Коваль: Я бы ответил немного образно на Ваш вопрос. У каждого политика есть мешочек с жетонами, с которыми он и приходит в Европейский парламент. Польские политики слишком много таких жетончиков потратили на Украину. Нельзя сказать, что они много чего потеряли из-за этого, но теперь у них попросту нет жетонов на другие, не менее важные вещи. Но все мы надеялись, что наши жетончики, вложенные в Украину, скоро принесут свои плоды. Когда же такой результат заставляет себя ждать, политики становится более слабым. Именно так сегодня выглядит ситуация с польскими политиками. К примеру, Коморовский (президент Польши – прим. ред.) наверняка мог успокаивать канцлера ФРГ Ангелу Меркель, мол, давайте не будем слишком эмоционально реагировать на события в Украине, все утихнет, все поуляжется, давайте подождем. Возможно, так оно и было. Может и премьер Туск вел подобный разговор с европейскими политиками. Когда же это было сказано и не раз, и не два, а реакции и каких-то подвижек с украинской стороны так и не наблюдается до сих пор, естественно, польские политики оказались в достаточно неудобном положении. Именно такой элемент и появился в наших отношениях.
Что касается Вашего вопроса, какой у нас план действий… Думаю, необходимо продолжать активно строить наши двусторонние отношения. Не стоит забывать, что кроме европейской интеграции существуют также польско-украинские отношения. Нам нужно акцентировать внимание на молодежных обменах, выделять больше финансирования на стипендии, гранты. Кроме того, важно привлечь в Украину крупные польские инвестиции, правда, опять таки, здесь хотелось бы увидеть шаги навстречу с украинской стороны.
Кстати, сегодня мы еще не упоминали о Евро-2102. Я считаю, что в этом проекте мы потеряли очень много. Оказалось, что это событие рассматривается просто как бизнес. Еще будучи в правительстве, я регулярно обращал внимание на то, что это должно быть не только бизнесом, но и масштабным общественным событием. Однако никто так и не организовал ознакомительную поездку городами Украины для польских учеников, и наоборот. Никто не провел литературный конкурс о спорте. Никто не придумал музыкальный фестиваль. Можно было б сделать еще много других, полезных и интересных вещей для украинско-польских отношений. Я уверен, что если бы турнир такого уровня совместно принимали, скажем, Россия и Германия, подобных инициатив было бы гораздо больше. Наверняка, была бы проведена большая выставка, посвященная российским городам, перевели бы множество книг. Да что там, возможно бы даже построили дополнительную сеть трубопроводов. Мы же такой возможностью не воспользовались. В результате, Евро-2012 просто закончится тем, что кто-то хорошо на нем заработает, а люди так и останутся сидеть дома и мечтать о билетах на матч.
Обобщая, замечу, что именно в социальной, культурной, общественной плоскости нам много предстоит сделать в наших двусторонних отношениях. Таков мой взгляд на перспективы нашего диалога. Плюс вопросы нашей исторической памяти. Я недавно побывал в Ивано-Франковске, и в который раз убедился, что эти вопросы волнуют многих. Таким может быть план развития нашего двустороннего сотрудничества.
{10}
Спасибо вам за интересные вопросы. Хочу отметить, что чувствую себя в Украине как в демократической стране. Как политик я могу себе позволить немного больше, чем министр или замминистра, поэтому я старался быть предельно откровенным, отвечая на Ваши вопросы.
Алена Гетьманчук: Я тоже хочу поблагодарить Вас за такие искренние и подробные ответы, и за Ваши усилия, направленные на улучшение украинско-польско-европейских отношений.
{8}
Фото Наталії Сагалатої
Тема коментаря
Comments theme Comments theme Comments theme Comments theme Comments theme Comments theme Comments theme Comments theme Comments theme Comments theme.
Тема коментаря
Comments theme Comments theme Comments theme Comments theme Comments theme Comments theme Comments theme Comments theme Comments theme Comments theme.