Публікації

b-00007340-a-00001320
Вибори в Молдові. Всупереч євроінтеграції

11:42 3-12-2014

Старший аналітик ІСП Леонід Літра прокоментував результати парламентських виборів в Молдові інформаційно-аналітичному агентству “Главком”Михайло Глуховский, «Главком»По предварительным данным, на прошедших в воскресенье парламентских выборах в Молдове с результатом 21,54% голосов победу одержала Партия социалистов. На втором месте лидер нынешней правящей коалиции Либерально-демократическая партия (ЛДПМ) — 19,27%, на третьем — победитель предыдущих выборов Партия коммунистов с 17,86%. Кроме того, в парламент проходят два участника правящей коалиции – Демократическая партия (15,81%) и Либеральная партия Молдовы (9,42%). Таким образом, прозападные партии получают 54 места в парламенте, а их оппоненты, левые пророссийские партии – 47 мест. Этот шаткий перевес позволяет старой-новой коалиции снова сформировать правительство и продолжить курс на вступление в ЕС.

Выборы в Молдове не обошлись без скандала. Перед самым днем голосования Центризбирком снял с гонки пророссийскую партию «Патрия» (Родина) во главе с Ренато Усатым, бизнесменом с молдавским и российским гражданством. Накануне суд постановил снять партию Усатого в связи с получением почти $500 тыс. на предвыборную кампанию иностранного финансирования. Сам скандальный лидер бежал в Москву, опасаясь ареста. С рейтингом 13-15% «Патрия» могла бы в следующем парламенте объединиться с социалистами и коммунистами в пророссийское большинство. Это могло круто сменить расстановку сил.

Среди других особенностей выборов – малое количество избирательных участков в России, где проживает и работает значительное количество граждан Молдовы.

Эксперты, опрошенные «Главкомом», не считают выборы в Молдове полной победой европейского вектора развития страны, а также рассуждают, как поведет себя Россия, после того, как пророссийские партии не смогли получить право формировать правительство.

Свое мнение по этому поводу высказали Денис Ченуша, политолог, ассоциированный эксперт Expert-Grup и Леонид Литра, эксперт Института мировой политики. Аналитики отмечают самую низкую явку с 1994года, она составила 55,86%. Причина – разочарование избирателей не в последнюю очередь в неспособности власти побороть коррупцию.

Кто победил на выборах в Молдове

Денис Ченуша, политолог, ассоциированный эксперт Expert-Grup

Как показали выборы, проевропейские партии не смогли донести до избирателей свои месседжи. Прозападные партии потратили очень много денег на то, чтобы уговорить людей за них проголосовать, но, несмотря на это, они не смогли набрать больше, чем на прошлых выборах. На самом деле выиграли социалисты. Да, они не смогут формировать коалицию, но они набрали больше, чем другие партии, больше, чем они набирали согласно соцопросам.

В общем же итоге проевропейские партии смогут создать коалицию. Однако если мы посмотрим на опыт создания коалиции, то увидим, что в прошлом они не очень эффективно сотрудничали, поэтому создавать коалицию будет им сложно и в этот раз.

Леонид Литра, эксперт Института мировой политики

Проевропейские партии сохранили преимущество. Скорее всего, у них будет 54 мандата, в то время как у оппонентов 47. Они сохраняют большинство, но это большинство менее комфортабельное, чем было раньше. Несмотря на выигрыш, всегда ведь можно купить выход из коалиции пары депутатов и все поменяется. Этого нельзя исключать. Тем более, что в прошлом парламенте было много раз, когда депутаты переходили на сторону проевропейских партий. Были и такие случаи, когда служба безопасности арестовала человека, который хотел коррумпировать двух депутатов. Вместе с тем, несмотря на поражение, позиции тех партий, которые выступают за сближение с Россией, укрепляются. К примеру, те, которые выступают за Таможенный союз, набрали на этих выборах больше голосов, чем на прошлых.

Голосование в Молдове прошло без нарушений?
Денис Ченуша:
Прошедшая кампания была жесткой. Партии власти знали, какие будут результаты, и должны были действовать жестко, желая остаться у власти. Жесткость выражалась в том, что была исключена из предвыборной гонки партия Ренато Усатого «Патрия». На этот факт негативно отреагировало посольство США, посчитав, что властью были нарушены правила игры в последний момент. В то же время нужно понимать, что партия Усатого появилась ниоткуда, непонятно откуда он взял средства, да и вообще, расследования, которые проводили журналисты, указывали на то, что у Усатого достаточно криминальное прошлое и настоящее. Можно дебатировать, насколько демократично была снята с дистанции партия «Патрия», но то, что это произошло в соответствии с законом в виду доказательств о ее деятельности, не вызывает сомнений.

То, что многие граждане Молдовы, проживающие в России, не смогли проголосовать на прошедших выборах, является нарушением прав избирателей. Об этом в прессе Молдовы очень много писалось, все критиковали партии власти. Всем было ясно, что нужно было открыть намного больше участков, чем было открыто в России. Естественно, это было политическое решение. Ведь все знали, за кого будут голосовать граждане Молдовы, проживающие в России. Да, конечно, 5 участков в России и 25 в Италии – существенная разница. У власти было понимания, насколько, что открывать участки в России это небезопасно для ее партий. К примеру, если Ренато Усатый смог мобилизировать электорат в Молдове, то понятно, что ему было бы легко это сделать и в России. Наверное, был страх и желание не допустить голосования за Усатого, социалистов, и тех же коммунистов.

Леонид Литра:
Около 280 тысяч граждан Молдовы временно проживают в России. Всего же выехали из страны за границу порядка 800 тыс. граждан страны. Я не могу дать определение того, является ли открытие малого количества участков в России ущемлением прав потому, что когда организуешь выборы за границей, очень много зависит не только от желания, но и от инфраструктуры. Когда нет возможности проголосовать – это ущемление. Но когда созданы может недостаточные условия заграницей, но все же созданы, – это не ущемление. Во-первых, обратите внимание, все, кто пришли на выборы, успели проголосовать. Во-вторых, лидер Партии социалистов Игорь Додон, который больше всех агитировал за открытие большего количества участков, когда был вице-премьером и отвечал, в том числе за этот вопрос, открыл только два избирательных участка в России. То есть он, будучи у власти, открыл только два участка, а будучи в оппозиции ему мало и пять. Вот в Румынии в сравнении с выборами в Молдовы, можно сказать, что были ущемления прав избирателей. Очень много тех, кто голосовал за рубежом, не смогли проголосовать, были большие очереди.

Россия будет дальше нагнетать?

Денис Ченуша:

Массовые акции протеста – один из сценариев дальнейшего развития событий. Но как мне кажется, пророссийские силы будут действовать по-другому. Они будут создавать проблемы оппонентам в парламенте, дабы увеличить число своих сторонников накануне выборов в местные советы, запланированные на следующий год. Парламент нужен «красным» для трибуны. Они (пророссийские силы) попытаются продержаться в парламенте до следующего года, как минимум, с тем уровнем поддержки, какой имеют сейчас. После не очень хорошего результата на этих выборах проевропейским партиям будет сложно уговорить избирателей проголосовать за них снова и на местных выборах. Все зависит от того, как быстро будет сформировано новое правительство, насколько эффективным оно будет.

Что касается сценария создания так называемой Бессарабской Народной Республики (в некоторых вариантах Республики Буджак) к которой будет присоединена также Гагаузия, то не думаю, что этот сценарий будет кто-то реализовывать. Это очень сюрреалистический сценарий. Не думаю, что это возможно и даже в Гагаузии над этим кто-то серьезно думает. Думаю, и для России такой сценарий недостаточно интересен, поскольку с помощью Гагаузии они и так могут постоянно создавать проблемы молдовским властям.

Может быть запущен сценарий обострения противостояние между Приднестровьем и проевропейским правительством Молдовы, но больше обострение политического характера, чем военного. Страх военной интервенции, которой боится большинство граждан, согласно соцопросам, основан на опыте Украины. Новости из Украины очень эффективно использовались партиями во время предвыборной кампании. Пророссийские силы говорили, что если вы проголосуете за проевропейские партии, то у вас будет Донбасс, будет война.

В пользу дальнейшей нестабильности говорит и тот факт, что экономические преференции для Приднестровья со стороны России будут действовать до конца 2015 года. Если быть на 100% честным, то в Молдове все надеются на то, что Украина сможет решить свои проблемы решить и что ЕС не позволит развернуться в регионе России.

Леонид Литра:

Скорее всего, Россия будет наращивать давление на Молдову на фоне того, что для них главной целью является отмена соглашения об ассоциации с ЕС. Сначала было введено эмбарго на ввоз вин в РФ, потом Молдова была исключена из зоны свободной торговли стран в СНГ, осуществляется давление на мигрантов, которые работают в России.

Есть две партии в Молдове, которые открыто поддерживают союз с Россией. Это Партия социалистов и партия Патрия, во главе с Ренато Усатым. Последнего сняли. Многие думали, что из-за этого может что-то произойти, поскольку он довольно популярный популист. Но вот Служба безопасности в Молдове совместно с полицией на этот момент сумели предотвратить (беспорядки). Были арестованы многие люди, связанные с политиками, находящимися в списке партии Усатого. У них было изъято оружие.

Есть сценарий создания Бессарабской Народной Республики. Но как по мне, это больше фантастика. Первоисточники таких сценариев – непонятные, неизвестные, сомнительные сайты. Складывается впечатление, что это российская диверсия. Такой вброс происходит для того, чтобы посмотреть, есть ли кто-то, кто начнет на себе тельняшку рвать, кто клюнет. Но даже сугубо теоретический сценарий не означает, что его не нужно учитывать. Просто потому, что рядом Приднестровье, рядом Гагаузия. Гагаузы живут также в Одесской области. В чем особенность этого региона от других? В нем нет однозначного мнения насчет чего-то. Если о Винницкой области однозначно можно сказать, что она европейская, то на юге Одесской области совершенно разные мнения.

В Гагаузии есть потенциал беспорядков. Но в последнее время все больше людей стали понимать, что их используют. Они видят, что происходит на Донбассе и не хотят, чтобы такое же произошло у них. Я не вижу, чтобы сейчас была возможна какая-либо военная интервенция, возможны лишь мелкие пакости со стороны Приднестровья.