Публікації

b-00005222-a-00000968
Янукович не оправдал амнистию

13:08 15-1-2014

Стаття першого заступника директора ІСП Сергія Солодкого на «Главкомі»Евромайдан для Януковича – это и проклятие, и шанс. Воюя с протестующими, устраивая провокации против евромайданцев, он ослабляет свои же позиции. И не столько внутри страны, сколько на международной арене. Московские соглашения 17 декабря могут показаться для президента цветочками уже через полгода.\
На Западе не прощают, когда их разводят, как котят
Нет ничего ценнее доверия в международных отношениях. Украине больше не верят западные лидеры: они попросту устали от регулярных внешнеполитических разворотов страны. Украине не верят и в Москве: специально набросили газовую и финансовую удавку. На тот случай, если украинские лидеры вдруг надумают развернуться в западном направлении.

То, что лидеры ЕС и США довольно вяло влияли на ситуацию в Украине, можно, несомненно, объяснить отсутствием каких-либо инструментов. Однако в равной степени можно говорить и о том, что западные правительства не испытывали особого желания искать подобные инструменты.

Достаточно сравнить реакцию мира на Евромайдан с событиями 2004 года. Девять лет назад ЕС и США действовали оперативно, слаженно – одного непризнания выборов было достаточно для того, чтобы загнать в угол власть. Такое непризнание полностью лишало легитимности президента Виктора Януковича. Даже если бы не было третьего тура, даже если бы Майдан случайно разошелся, Виктор Федорович был бы просто гражданином Януковичем, который по непонятным причинам называл бы себя президентом. За примерами ходить далеко не надо. В 2011 году Александр Лукашенко в сердцах назвал президента Еврокомиссии козлом. Как отреагировали в ЕС? Да никак. «Мы не признаем его демократически избранным президентом Беларуси. В Еврокомиссии нет практики комментировать заявления обычных граждан», – сообщил источник в Еврокомиссии.

В 2013 году в ЕС и США особо не пытались искать пути повлиять на ситуацию в Украине. Хотя, очевидно, в Киеве на это рассчитывали. Надеялась та часть украинцев, которая ставила свои подписи под петицией к американскому президенту о введении санкций против руководителей Украины. Не прочь заручиться поддержкой западных лидеров были и в оппозиции – оппоненты власти понимали ограниченность своих рычагов переломить ситуацию. Конечно, на поддержку Запада рассчитывали и в правящих кругах. Как известно, украинское правительство надеялось получить финансовую поддержку от МВФ.

Почему Запад в итоге отказался от любого вмешательства? Почему западные политики ограничились фотосессиями на Майдане? Звучат разные версии. Первая (по поводу санкций): санкции на Западе боялись вводить, поскольку это может подтолкнуть Януковича к России. По крайней мере, такую версию высказывали представители Госдепа до московских договоренностей 17 декабря. Последние, однако, показали, что Янукович подтолкнул себя к России и без американских санкций. Второе объяснение (по поводу кредитов МВФ): дать кредит – значит просто профинансировать переизбрание Януковича, все равно деньги проедят, разворуют, никакие реформы вновь сделаны не будут. Запад продолжает бездействовать, кризис внутри страны углубляется, влияние Москвы на украинские события максимальное (больше, наверное, было только в советские времена). Версий, конечно, много, но их все равно объединяет одно – недоверие. Даже санкций не вводят, полагая, что непрогнозируемая власть среагирует неадекватно.

Как запад амнистировал Януковича
Виктору Януковичу уже неоднократно удавалось получать авансы доверия со стороны Запада. Он не раз подпадал под негласное политическое амнистирование со стороны западных правительств. В 2010 году все смирились с его избранием на президентских выборах, начав сотрудничество с чистого листа. На Западе решили не вспоминать плохого – а именно, причастности Виктора Януковича к фальсификациям на выборах 2004 года (раз в Украине об этом забыли, то с чего вдруг западным правительствам переживать?).

Виктор Янукович, к слову, время от времени пыталась сгладить свою вину; доказать свою нужность Западу. Одно из доказательств – отказ украинского правительства от обогащенного урана в 2010 году. Стоит признать, что это решение помогло Виктору Януковичу несколько раз встретиться с Бараком Обамой. Но без особой пользы для страны. Подобные встречи, может, и подыгрывали самолюбию Виктора Федоровича; порой даже помогали опровергать слухи об изоляции украинского президента. Однако даже уран не мог спасти президента Украины от новых и новых разочарований со стороны Запада.

Харьковские соглашения, расширение президентских полномочий, подкуп и запугивание депутатов, преследование оппозиционных политиков, нарушения и обман избирателей на парламентских выборах в 2012 году… Чистый лист, с которого Запад начал работать с Виктором Януковичем в 2010 году, наполнялся новыми и новыми просчетами. США, Германия, Польша, Литва, Швеция – каждая страна по-своему и с разной интенсивностью пытались помочь Украине. Три года они искали пути взаимодействия с украинским руководством. Вначале Запад решил вообще не критиковать публично Виктора Януковича – давая разумные советы за закрытыми дверьми. Позже, когда уже стало понятно, что президент страны игнорирует самые благожелательные рекомендации, западные политики перешли к публичной критике. Дошло до открытой конфронтации – отказ лидеров Центральной Европы принять участие в саммите в Ялте в 2012 году; отказ лидеров ЕС приехать на Евро-2012. Политика кнута, однако, также не возымела эффекта. Евросоюз активизировал диалог с Киевом для подписания Соглашения об ассоциации, надеясь, что она воспользуется хоть этим шансом, чтобы трансформировать себя; чтобы провести необходимые реформы; чтобы усилить свои позиции в регионе; чтобы стать более прогнозируемым партнером; чтобы позволить людям почувствовать себя европейцами не только с точки зрения географии.

Вильнюс стал последней каплей. Президент Украины не осознал, что даже не все украинцы готовы прощать, когда их, по выражению видного регионала, разводят, как котят. А что уж говорить о таких снобах международных отношений, как Германия, Великобритания, Франция…

Виктор Янукович не учел ошибок своих предшественников. Да, Запад можно обмануть, а потом задобрить, подкупить – либо отправкой войск в Ирак, либо отказом от обогащенного урана; но завоевать доверие, настоящее доверие невозможно никакими взятками. Подкуп – это вынужденный диалог; профанация доверия.

Леонид Кучма знает, что означает обмануть западного политика – особенно американского. Это случилось в 2000 году. Советник президента Буша Кондолизза Райс срочно летит в Киев – уговорить украинского президента прекратить поставки оружия в Македонию. Президент пообещал. А через несколько дней в Македонию отправился военный груз. Кучма потерял доверие. Он оказался в глубочайшей изоляции, которая прекратилась только после отправки миротворцев в Кувейт, а затем в Ирак.

Евромайдан – спасение Януковича
Евромайдан – это в равной степени и наказание, и шанс Виктора Януковича. Массовые протесты – единственный аргумент, который позволяет Виктору Федоровичу полностью не капитулировать перед Россией. Чтобы в МИДе Украины не говорили о том, что Евромайдан ослабил внешнеполитические позиции страны – это неправда. С властями вынуждены общаться западные политики, поскольку украинский вопрос не сходит с первых полос мировых медиа. Общался ли бы сегодня кто-то с украинскими правящими элитами не будь Евромайдана? После предательства в Вильнюсе? Что мог бы противопоставить Янукович требованию Кремля присоединиться к Таможенному союзу? Ничего. Только Евромайдан. Путин, который боится революций, как огня, должен был с пониманием отнестись к коллеге.

Потому Януковичу и его компании надо бы не думать, как очернить Евромайдан, какую новую провокацию устроить против Евромайдана, как «развести всех, как котят», а о том, как вернуть вместе утраченное доверие. Проигрыш Евромайдана – это не только проигрыш тех, кто принимал участие в акциях, но проигрыш лично Януковича, всей Украины. Или Виктор Федорович забыл, как ему приходилось унизительно часами ждать аудиенции у Владимира Владимировича? Или он думает, что временная милость Путина не сменится более сильным давление уже спустя четыре-пять месяцев – как только в России окончательно поймут, что Украина потеряла возможность подписать Соглашение об ассоциации?

Конечно, Виктор Янукович может надеяться, что ситуация сама рассосется. Что он сможет и дальше балансировать, как балансировали все его предшественники. Заниматься самообманом, что некий украинский третий путь – единственно правильный, забывая о том, что этот путь уже привел к тому, что Украина – одна из самых коррумпированных в Европе; что смертность в Украине одна из самых высоких в Европе; что хуже экономические показатели на континенте только у Республики Молдова; с Украиной – одним из крупнейших государств на континенте вследствие постоянных поисков «третьего пути» уже никто не считается. Каждый день промедления, каждая новая провокация (разгон мирного протеста, Антимайдан, побитые евромайдановцы, круглые столы для отвода глаз) – это угроза не Евромайдану, а угроза всей стране и лично Януковичу.

Простого рецепта для выхода в данной ситуации быть не может. Слишком сложную задачку готовили в течение 22 лет все вместе взятые политические лидеры страны. Очевидно одно – Украину ждут либо радикальные перемены, либо глубочайший кризис с реальной потери государственности. Евромайдан при этом может стать поводом для такой перезагрузки. Способность договориться, способность выбираться вместе из постсоветских завалов – залог успеха Украины. Только он и вернет Украине доверие. Только он и спасет нас от унизительного отношения России к Украине. Вопрос только в одном – готова ли к этому нынешняя власть? Боится ли Янукович превращения в Лукашенко так, как большинство украинцев боится превращения своей страны в Беларусь?