22 февраля в Молдове состоялся круглый стол молдавских и приднестровских экспертов, во время которого обсуждалась книга “Как избавиться от постсоветскости”, разработанная Институтом мировой политики (Украина) в сотрудничестве с Грузинским Фондом стратегических и международных исследований (Грузия) и Институтом развития и социальных инициатив “Вииторул” (Молдова).Во время дискуссии, которая была крайне оживлённой, проявились разногласия между учёными из Молдовы (МГУ и Бельцкий университет им. А. Руссо) и Приднестровья (факультет социологии Тираспольского Университета им. Т.Шевченко), а также между политическими аналитиками, психологами и бизнесменами.В своем выступлении молдавский эксперт Корнелиу Чуря отметил, что в Молдове есть предрасположенность использовать положительное советское прошлое, которое является одним из главных элементов постсоветскости. По мнению докладчика, “молдавское общество по-прежнему очень привязано к советскому прошлому”, о чем свидетельствует опрос, проведённый в ноябре 2009 года. По данным опроса, 48,6% респондентов выражает сожаление по поводу распада СССР, по сравнению с 32,4%, которые не сожалеют. Ситуация становится ещё хуже, если учесть разницу в восприятии уровня жизни, жилья, здравоохранения, образования и правоохранительных органов”.
Приднестровский человек также был предметом анализа. Приднестровский человек обозначен в романтической манере как “цитадель вечного славянства в постоянной борьбе с силами вестернизации и репрессивной капиталистической экономики”. Видимо, космополитический приднестровский человек “питает горячую ненависть в отношении “румынизма” и рассматривается как фундаментальный элемент идентичности Молдовы”. Между тем, Корнелиу Чуря определяет и другие особенности постсоветскости в нашем регионе – лицемерие и двуличие VIP-культуры и постоянное чувство зависти, принимая идею коллективной бедности, но отказываясь признать личную нищету (по крайней мере перед другими).
Елена Бобкова, заведующая кафедрой социологии в Тираспольском Университете им.Т. Шевченко, определила черты постсоветскости, которые преобладают в Приднестровье, отметив, что опросы показывают общественную поддержку советской власти со стороны более 70% респондентов. Согласно приднестровским экспертам, патернализм и уважение к власти глубоко укоренились в сердцах людей Приднестровья. Также у приднестровцев есть симпатия к авторитарным формам руководства – они считают последние превосходящими демократию. Бобкова отметила, что Молдавский “румынизм” – это как “идеология голубой крови”, считая, что эта идентичность характеризует только более высокие слои Молдовы. Между тем, приднестровский эксперт признаёт, что люди на левом берегу воспринимают себя как «последний оплот бывшего Советского Союза». Определены три уровня идентичности населения Приднестровья: 1) этническая (молдаване, русские, украинцы), 2) национальная (Приднестровье) и 3) наднациональная (православное славянство).
Дискуссия показала значительные расхождения в оценках того, как советское прошлое видно по обе стороны Днестра. Во-первых, Приднестровье настаивает на так называемом “социальном пакете” (обеспечение социальных гарантий в советский период) как доказательстве превосходства советской власти над сегодняшними временами. Молдавские эксперты показали, что важность социальных пакетов постоянно уменьшается, когда «перегруженное государство” должно продемонстрировать экономическую эффективность. Кроме того, советская власть потерпела процесс переоценки и критики даже в России, которая является страной-моделью для приднестровских экспертов. Во-вторых, горячие дискуссии были проведены, когда оценили роль Советского Союза во время Второй мировой войны. Приднестровская сторона считает, что Молдавские эксперты недооценивают роль, которую сыграл Советский Союз в этой войне, в то же время молдавская сторона считает, что приднестровцы полностью игнорируют тот вклад, который был внесен союзниками СССР. В-третьих, приднестровские эксперты подчеркнули, что в оценке советского наследия народ Молдовы страдает от “идеологизации”, вызванной Западом, который не позволяет им видеть реальные вещи. Признавая то, что без определенной идеологизации нельзя познать современный мир, молдавские эксперты предполагают, что идеологические линзы, через которые мир в настоящее время рассматривается в Молдове, принимаются во всем цивилизованном мире (включая Россию) и приднестровская сторона рискует остаться далеко позади от современности, если не захочет менять “линзы”.
Круглый стол традиционно закончился посещением винного погреба Пуркарь, где эксперты с обеих сторон приняли участие в дегустации вин.
Новини
Молдовські та придністровські експерти обговорили проект ІСП
16:43 1-3-2013
Тема коментаря
Comments theme Comments theme Comments theme Comments theme Comments theme Comments theme Comments theme Comments theme Comments theme Comments theme.
Тема коментаря
Comments theme Comments theme Comments theme Comments theme Comments theme Comments theme Comments theme Comments theme Comments theme Comments theme.