Колонка заступника директора ІСП Катерини Зарембо для “УКРАЇНСЬКОЇ ПРАВДИ”Узнав, что я работаю в неправительственном аналитическом центре, многие мои знакомые начинают с восторгом меня расспрашивать. Встречи с политиками и дипломатами, владение сенсационной информацией до того, как она проникает в прессу, написание аналитических записок, публикация статей, выступления по ТВ – все это вписывается в представление многих об “интересной”, не “такой, как у всех”, работе.Услышав же, что мы анализируем внешнюю политику Украины, многие становятся более озадаченными.
Что является нашим продуктом и кому он нужен? Кто заказчик и зачем он нам платит? Есть ли на самом деле независимые неправительственные организации? И, наконец, можно ли на этом заработать?
Ниже приводятся ответы на наиболее часто задаваемые вопросы, которые, я надеюсь, сделают работу украинских аналитических центров более видимой и понятной для украинских граждан.
Что такое неправительственный аналитический центр?
В Украине правовая форма аналитического центра – английский вариант think tank – не закреплена на законодательном уровне. Поэтому отличить think tank от других общественных организаций можно, только проанализировав его деятельность.
В украинских реалиях неправительственным аналитическим центром может называться независимая неприбыльная организация, которая осуществляет анализ политики в одной или нескольких сферах – экономика, энергетика, юстиция, оборона и так далее. При этом она имеет штат аналитиков, работающих на постоянной основе, и занимается выработкой рекомендаций для тех, кто принимает решения, а также просвещением общества.
В отличие от университетов и институтов, аналитические центры стремятся не только провести анализ проблем политики, но и лоббировать определенные политические решения.
В Украине аналитических центров в “чистом” виде – от силы двадцать. Наверное, среди наиболее известных украинских think tank можно назвать Украинский центр экономических и политических исследований имени Александра Разумкова. Это один из наибольших аналитических центров Украины, как по экспертному составу – более 20 человек, так и по объему годового бюджета – сайт организации декларирует цифру в 4,5 миллиона гривен.
На что влияют аналитические центры?
Скептицизм моих собеседников обычно усиливается, когда я говорю о влиянии на тех, кто принимает решения.
Неужели голоса кучки экспертов могут убедить украинских политиков и чиновников провести честные выборы или необходимые экономические реформы, которых страна и так дожидается годами?
И да, и нет. Конечно, было бы наивно ожидать от одного think tank-а переворота в определенной сфере государственной политики. Однако деятельность некоторых аналитических центров все же имеет эффект.
Во-первых, у аналитического центра больше шансов достучаться до тех, кто принимает решения, если проблема, которую они решают, действительно актуальна для государства.
Например, когда Институт мировой политики опубликовал аналитическую записку “Украина в системе ПРО НАТО” в октябре 2011 года, некоторые функционеры даже сокрушались: была бы она представлена парой недель раньше, Виктор Федорович обязательно захватил бы ее в поездку в Завидово, на дачу к российскому президенту. То, что украинские центры активно обсуждают сотрудничество Украины и НАТО в одном из самых болезненных для России вопросов, послужило бы украинскому Президенту дополнительном рычагом влияния в разговоре о газовых делах.
Во-вторых, находя доступ не только к открытым, но и к неофициальным источникам информации – многие чиновники и иностранные дипломаты охотно идут на контакт при условии конфиденциальности, – аналитики нарабатывают репутацию экспертов в определенных вопросах и часто присутствуют в СМИ.
Итак, у них появляется узнаваемость, а значит, – влияние. Некоторые независимые аналитики настолько хорошо разбираются в тонкостях внешней политики Украины, что украинский МИД регулярно приглашает их на неформальные консультации в узком кругу.
В-третьих, даже если к предлагаемой рекомендации не прислушались сейчас, это не значит, что она не будет реализована в будущем. Ее исполнителем может оказаться сам эксперт, который ее разработал.
В Украине немало примеров, когда бывшие аналитики становились чиновниками и наоборот. Экс-министр обороны, депутат ВР Анатолий Гриценко в прошлом – президент Центра Разумкова. Первый заместитель главы АП Ирина Акимова была директором киевского Института экономических исследований и политических консультаций. Экс-вице-премьер по вопросам евроинтеграции Украины Олег Рыбачук сейчас – активист гражданского общества, глава Гражданского экспертного совета при Украинской части комитета по вопросам сотрудничества Украина-ЕС.
Кто заказчик?
Органы власти в Украине являются бенефициарами аналитических центров – именно на них чаще всего рассчитаны их продукты,– но очень редко – заказчиками.
В подавляющем большинстве случаев независимые исследования в Украине финансируются иностранными донорами, а именно – государственными фондами США и стран-членов Европейского Союза. Исключение составляет приватный фонд Джорджа Сороса, представленный в Украине Международным фондом “Видродження”.
Зачем иностранным государствам финансировать какие-то исследования в Украине?
Ответ прост. Европейский Союз и США пытаются обеспечить – на своей границе и в регионе соответственно – функционирующее демократическое государство. Иными словами, представителям ЕС и США не нужно будет трудоустраивать нелегальных мигрантов из Украины, беспокоиться о незаконной торговле оружием и людьми и вести дебаты о предоставлении убежища тому или иному украинцу. Эти страны работают на предупреждение собственных проблем, источником которых может быть Украина.
Людям, не сталкивающимся с третьим сектором, трудно в это поверить, но западные доноры не говорят украинским аналитическим центрам, что именно они должны сделать, и не влияют на результаты анализа и рекомендации.
Сотрудничество аналитического центра и донора происходит в том случае, если их приоритеты совпадают. Например, одни страны-члены ЕС полагают, что приоритетными сферами для реформ в Украине являются местное самоуправление или энергетика. Другие поддерживают исследования в сфере экономики или обороны.
Альтернативная оплата анализа различных сфер политики может исходить от политических сил.
В Германии существует целый ряд аналитических центров, которые предоставляют аналитическую поддержку политическим партиям – например, Фонд Конрада Аденауэра при ХДС или Фонд Фридриха Эберта при Социал-демократах.
Некоторые доноры допускают сотрудничество украинских think tank с политическими силами при условии, что они сохраняют критическое мышление, объективный анализ и остаются верны собственным убеждениям. Впрочем, в украинских политических реалиях соблюдение всех перечисленных пунктов не всегда возможно.
Цена независимости
Меня часто спрашивают, есть ли прибыль в неприбыльных организациях. Иными словами – можно ли в аналитическом центре заработать?
Ключевой капитал аналитического центра – это его репутация, которая создается путем объективного профессионального анализа и незаангажированности.
Такая чистая совесть дается нелегко.
Оставаться независимой для организации в Украине возможно, если западные доноры являются практически единственным источником финансирования. А это означает существование от гранта к гранту. Поэтому создавать планы стратегического развития на долгосрочную перспективу для аналитических центров очень трудно. Кроме того, политический контекст может измениться за очень короткий период времени – вспомните Харьковские соглашения между Россией и Украиной.
Размер гранта, в зависимости от сложности и продолжительности проекта, может составлять от 5.000 до 100.000 долларов США. Но в среднем аналитический центр редко может претендовать на грант, превышающий 40-50.000 долларов США.
Около 80% бюджета проекта идет непосредственно на проектные затраты. Примерно одна пятая гранта остается на административные расходы – зарплаты, в том числе и административному персоналу, аренду офиса, телефон, интернет, и так далее. При этом не все доноры любят брать на себя как админрасходы, так и выплату налогов, предусмотренных украинским законодательством.
В среднем ежемесячная зарплата аналитика в неправительственном центре составляет 600-1.200 долларов США. Это позволяет привлекать на работу многих украинцев-выпускников европейских ВУЗов. Такие входят в штат большинства крупных аналитических центров в Украине.
С другой стороны, на этом финансовые преимущества think tank-ов исчерпываются. Средства западных налогоплательщиков не покрывают различные “бонусы” в виде медицинской страховки или перелетов бизнес-классом.
Вместе с тем, работа в think tank-е имеет свои плюсы. Для кого-то это – публичность, для кого-то – владение информацией, для кого-то – влияние на политические процессы.
В сущности, вдохновляет сам факт принадлежности к независимым аналитическим центрам в Украине, так же, как и к независимым СМИ. Это те островки демократии и свободной мысли, которые дают надежду на то, что Украина еще станет полноценным европейским государством.
Содержание статьи является исключительной ответственностью автора и не может трактоваться как официальная позиция Института мировой политики.
Екатерина Зарембо, заместитель директора Института мировой политики, Киев, специально для УП
Тема коментаря
Comments theme Comments theme Comments theme Comments theme Comments theme Comments theme Comments theme Comments theme Comments theme Comments theme.
Тема коментаря
Comments theme Comments theme Comments theme Comments theme Comments theme Comments theme Comments theme Comments theme Comments theme Comments theme.